Т-50 ПАК ФА



Сухой Т-50 ПАК ФА


Галерея ПАК ФА

Разработчик  ОКБ Сухого
Первый полет  2010
Единиц произведено (на 2016 год)  9 прототипов (6 летных и 3 наземных)
Стоимость единицы (2013 год)  планируется порядка $100 млн

 

ПАК ФА Т-50 (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации) — российский истребитель пятого поколения, разрабатываемый в ОКБ Сухого. Обозначение проекта: Т-50.

 

История ПАК ФА


В 1980-хх годах, когда ВВС СССР и США уже активно насыщались истребителями четвертого поколения, в первую очередь, Су-27 и МиГ-29 у СССР против F-15 и F-16 у США, обе страны начали теоретические проработки по перспективным самолетам пятого поколения. Первыми должны были быть заменены тяжелые самолеты: американцы инициировали программы YF-22 и YF-23, а Советский Союз создал прототип МиГ-1.44.

Однако, с развалом СССР и последовавшим экономическим кризисом программы истребителей пятого поколения были свернуты, в то время, как в США к 2000 годам уже окончательно оформился облик нового истребителя на базе YF-22, известный сейчас, как F-22 Raptor.

Только к 2002 году работы по новой машине в России были возобновлены. Главным разработчиком назначили ОКБ Сухого. Работы проводились очень активно и быстро: с одной стороны, нужно было догонять главного конкурента — Lockheed Martin, уже серийно выпускавший свои машины, с другой — можно было использовать их же опыт и избежать многих проблем по собственной машине. Уже к 2009 году было собрано 3 прототипа для наземных испытаний. Стоит отметить, что вплоть до официального пресс-релиза ОКБ Сухого держало всю информацию о самолете втайне, что, с одной стороны показывало высочайшую степень обеспечения информационной безопасности, с другой, породило множество спекуляций: одни считали, что самолет будет просто модификацией Су-27, другие же представляли Т-50 совершенно фантастической машиной.

Лётные испытания

29 января 2010 года первый летный экземпляр ПАК ФА, пилотируемый летчиком-испытателем Героем России Сергеем Богданом, поднялся в воздух. Уже к 22 ноября 2010 года этот самолет совершил 40 полетов. 17 августа 2011 года ПАК ФА впервые продемонстрирован широкой публике на авиасалоне МАКС-2011. Самолёт совершил пятиминутный демонстрационный полёт. 17 января 2013 года Т-50 совершил первый самостоятельный длительный перелёт с Дальнего Востока до аэродрома в Жуковском с промежуточными посадками на аэродромах Домна, Канск и Шагол.

Экспортная модификация

В виду большой стоимости разработки и производства Т-50, ОКБ Сухого обратилось с предложением о сотрудничестве к своему давнему и важному партнеру — ВВС Индии, которой, в последнее десятилетие Сухой поставил более 200 истребителей Су-30. Совместная программа получила обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Истребитель Т-50 в нескольких модификациях (одноместном и двухместном), вероятно, будет активно поставляться за рубеж и будет востребован: китайские истребители пятого поколения находятся на стадиях ранних прототипов, а поставки американских F-22 ввиду требований об запрете экспорта новейших технологий, будет поставляться ограниченно (на экспорт идет F-35, но он не способен заменить тяжелые истребители).

 

Конструкция ПАК ФА


Работы по ПАК ФА продолжаются и большая часть информации по самолету является секретной. Характеристики и техническая часть машины известны лишь приблизительно.

Видео Т-50 ПАК ФА : Видео демонстрационного полета ПАК ФА Т-50 на авиасалоне МАКС 2013

 

Планер

Т-50 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом, плавно сопряженным с фюзеляжем. Почти половину (зрительно около 46 %) размаха крыла составляет широкий фюзеляж. Механизация состоит из носков крыла, флаперонов и элеронов. Крыло имеет развитый наплыв с поворотной передней частью. Хвостовое оперение включает цельноповоротные стабилизаторы и кили. Аэродинамический тормоз отсутствует — вместо него для увеличения лобового сопротивления применяется дифференциальное отклонение килей и стабилизаторов.

Шасси Т-50 трехстоечное, аналогичное по конструкции шасси Су-27. Все стойки убираются по направлению полета.

Конструкция планера на четверть состоит из композиционных материалов. Так же, была оптимизирована компонентная база — в Т-50 вчетверо меньше деталей, чем в Су-27, что повышает надежность и снижает стоимость строительства.

Кабина

Кабина пилота одноместная. По составу оборудования значительно унифицирована с Су-35С. Интерфейс представлен на двух 15-дюймовых экранах, многофункциональными индикаторами и широкоугольной каллиматорной системой. Кроме того, для самолета создается специальный шлем, в который так же будет передаваться часть информации.

 Двигатели

На прототипе Т-50, а также на первых серийных образцах, которые должны поступить на вооружение российских ВВС в 2015 году, установлены двигатели первого этапа — АЛ-41Ф1, созданный в НПО Сатурн. Не смотря на то, что двигатель отвечает требованиям истребителей пятого поколения, Сатурн планирует провести дополнительные работы и создать на его базе двигатель второго этапа, превосходящий базовый на 15-25%.

 

Вооружение ПАК ФА


  • Пушечное:30 мм встроенная пушка (модернизированная ГШ-30-1, темп стрельбы и энергия отдачи сохранились)
  • Боевая нагрузка:1310—10000 кг
    • для воздушного боя, в отсеках вооружения:1620 кг (8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД)
    • против наземных целей, в отсеках вооружения:4220 кг (8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД)
  • Точки подвески:
    • внутренние:8 или 10
    • внешние: 8 или 2

Авионика

Радио- и оптоэлектронное оборудование

Комплекс бортовой электроники для ПАК ФА создается, практически, с нуля и является принципиально новым. Так, помимо основной РЛС с АФАР на самолете будет вмонтировано несколько малых радаров, разбросав таким образом «глаза» по всему самолету. Кроме того, в одном из предкрылоков будет установлена еще одна РЛС L-диапазона, что позволит сканировать небо в более широком диапазоне частот.

На самолет так же будет установлена оптическая локационна система. В воздушном бою с другими «невидимками» радары могут оказаться слепы и оптическое обнаружение будет важным козырем.

 

Эксплуатация ПАК ФА


На 2014 год испытания проходят 5 прототипов ПАК ФА. Планируется, что к 2016 году самолет получит официальный индекс Сухого (как Т-10 когда-то перерос в Су-27) и начнет серийно поступать в состав ВВС РФ. Так же, в рамках программы FGFA спустя несколько лет будет создана двухместная модель для ВВС Индии. Стоимость самолета, вероятно, будет колебаться около 100 миллионов долларов за единицу.

Схема Т-50 ПАК ФА



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ ПАК ФА Т-50
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка два АЛ-41Ф1 тягой 15 тс каждый (18 тс на двигателе II этапа)
Максимальная боевая нагрузка 1,3 тонны на внутренней подвеске, 10 тонн полной загрузки
Практический потолок 20 000 м
Дальность полета 4 300 км
Максимальная взлетная масса 37 т
Максимальная скорость 2600 км/ч
Размах крыла 14 м
Площадь крыла 90 кв. м
Длина 19,7 м
Высота 4,8