Су-17

Сухой Су-17


Галерея Су-17

Разработчик  ОКБ Сухого
Первый полет  1966 год
Единиц произведено (1967-1990)  2 867

 

Су-17 (классификация НАТО: Fitter) – советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1960-х.

 

История Су-17


Изначально, базовый самолет Су-7, разработанный еще в 1950-х был лишь одним из множества созданных в то время боевых самолетов, конкурировавший, в первую очередь с машинами Микояна и Гуревича. Однако, огромный модеризационный потенциал и переформатирование самолета в бомбардировщик Су-7Б дали ему новую жизнь. В начале 1960-х годов перед ОКБ Сухого была поставлена задача глубокой модернизации недавно поступившего на вооружение истребителя-бомбардировщика Су-7Б. Впервые в авиации СССР было использовано набиравшее популярность в то время техническое решение — крыло изменяемой геометрии.

Первый прототип будущего самолёта имел обозначение Су-7ИГ и представлял собой серийный Су-7БМ с новым крылом и несколько изменённой конструкцией фюзеляжа. Самолет был показан на воздушном параде в Домодедово в 1967 году. 2 года спустя вышло постановление ЦК о начале серийного производства.

Выпуск начался на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1969 году. Производство Су-17 продолжалось до 1990 года, всего произведено 2867 самолётов всех модификаций.

 

Боевое применение Су-17


Хотя Су-17 имел возможность ведения воздушного боя против самолётов третьего поколения, он, как и его предшественник Су-7, практически никогда не использовался в качестве истребителя.

Боевое крещение самолета состоялось в 1973 году, когда его модификации – Су-20 в составе ВВС Сирии и Египта участвовали в арабо-израильской войне. Второй раз сирийские Су-17 (теперь в модификации Су-22М) применялись в боевых действиях в июне 1982 года во время вторжения Израиля в Ливан.

Самолет будучи бомбардировщиком, очень активно применялся советскими войсками в течение всей войны в Афганистане лишь в конце начав уступать место новейшим Су-25.

Иракские Су-20 и Су-22 применялись в войне против Ирана (1980—1988).

ВВС Анголы использовали Су-22 против партизан УНИТА в ходе гражданской войны в стране. Ливийские «Сухие» бомбили позиции проправительственных сил во время гражданской войны в Чаде в 1980-е годы.

Сирийские Су-22 используются в гражданской войне для нанесения ударов по позициям антиправительственных повстанцев.

 

Модификации  Су-17


Базовые варианты

  • Су-17 — первый серийный вариант.
  • Су-17М — первый вариант, выпускавшийся в большом количестве. Имел новый двигатель АЛ-21Ф-3, увеличенный запас топлива, улучшенное БРЭО.
  • Су-17М2 — имел удлинённую носовую часть фюзеляжа, предоставлявшую пилоту улучшенные обзор, новое БРЭО и более широкий спектр управляемого вооружения.
  • Су-17УМ — первый двухместный учебно-боевой вариант.
  • Су-17М3 — создан на основе Су-17УМ. На месте кабины инструктора располагался отсек БРЭО и дополнительный топливный бак.
  • Су-17УМ3 — двухместный учебно-боевой вариант, оборудование которого унифицировано с Су-17М3. Это была единственная модификация, способная развивать скорость в два раза выше скорости звука.
  • Су-17М4 — последний серийный вариант. Значительно изменён состав БРЭО, воздухозаборник сделан нерегулируемым, установлен характерный дополнительный воздухозаборник в основании киля.

 

Видео Су-17 : Видео показательных полетов, приуроченных к 75-летию завода КнААПО (КнАЗ)

 

Экспортные варианты

  • Су-17К — экспортный вариант первой серийной модификации. Поставлялся только в Египет.
  • Су-20 — экспортный Су-17М. Имел упрощённое БРЭО и меньшую номенклатуру вооружения. Первый полёт — 15 декабря 1972 года.
  • Су-22 — экспортный Су-17М2 с двигателем Р-29БС-300. Эта модификация (Су-17М2Д) имела унифицированный с МиГ-23 двигатель.
  • Су-22У — экспортный Су-17УМ с двигателем Р-29БС-300. Первый полёт — 22 декабря 1976 года.
  • Су-22М — экспортный Су-17М3 с двигателем Р-29БС-300 и упрощённым БРЭО, соответствующем варианту Су-17М2. Первый полёт — 24 мая 1977 года.
  • Су-22УМ3 — экспортный Су-17УМ3 с двигателем Р-29БС-300. Позднее поставлялся за рубеж с двигателем АЛ-21Ф-3 под обозначением Су-22УМ3К.
  • Су-22М3 — экспортный Су-17М3 с оригинальным БРЭО.
  • Су-22М4 — экспортный Су-17М4.

На вооружении

На экспорт до 1991 года было поставлено 1165 Су-17 и его модификаций в 15 стран мира.

Схема Су-17



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Су-17
Тип истребитель-бомбардировщик
Силовая установка один ТРД АЛ-7Ф-1-250 тягой 9,6 тс
Максимальная боевая нагрузка 3 000 кг
Практический потолок 16 500 м
Дальность полета 2 300 км
Максимальная взлетная масса 16,3 т
Максимальная скорость 2 230 км/ч
Размах крыла (изменяющаяся стреловидность) от 10,03 до 13,7 м
Площадь крыла (изменяющаяся стреловидность) от 34.5 до 38.5 кв. м
Длина 18,9 м
Высота 4,97 м

НОВОСТИ