Су-33

Сухой Су-33


Галерея Су-33

Разработчик  ОКБ Сухого
Первый полет  1987
Единиц произведено (с 1989 года)  35

 

Су-33 (классификация НАТО: Flanker-D) — советский/российский палубный истребитель, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1980-х годов. Основной истребитель палубной авиации ВМФ России.

 

История Су-33


В начале 1980-х в ВМФ СССР осознали, что присутствие в мировом океане советского флота безоговорочно требует наличия авианосных сил. Была развернута программа создания авианосцев, в рамках которой создавались авианесущие крейсера проекта 1143-5. Естественно, для авианосцев нужно было создать группировки многофункциональных истребителей, тогда и была начата программа Су-33. Истребитель, согласно постановлению от 18 апреля 1984 года, должен был быть разработан на основе истребителя четвёртого поколения Су-27, который к тому времени уже был запущен в серийное производство.

В 1986 году в опытном производстве ОКБ Сухого началась сборка первого прототипа, который не оснащался складывающимся крылом и горизонтальным оперением. Прототип Т10К-1 впервые взлетел в 1987 году. Спустя полгода к летным испытаниям присоединился второй Су-27К, имеющий обозначение Т-10К-2, на котором уже использовалось складывающееся крыло и горизонтальное оперение. Первый полет второй экземпляр выполнил 22 декабря 1987 года. Летом 1988 года взлетел и первый летный образец, однако, спустя месяц испытаний, самолёт потерпел аварию из-за отказа гидросистем.

20 октября 1989 года ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») впервые покинул Черноморский судостроительный завод и вышел в море. Первая посадка истребителя на палубу авианосца была совершена 1 ноября 1989 года — это была вообще первая классическая посадка истребителя на авианосец в истории СССР. В этот же день на палубу «Тбилиси» совершили первую посадку ещё два новых палубных самолёта — МиГ-29К и Су-25УТГ.

Серийное производство началось в 1989 году в КнААПО (ныне КнАЗ), когда на предприятии был выпущен экземпляр самолёта для статических испытаний. До конца 1990 года было построено 6 самолётов, все они приняли участие в программе государственных летных испытаний, которые начались в марте 1991 года.

Су-33 — копье российского флота. Видео канала Skyships

 

Конструкция Су-33


Конструкционно Су-33, практически, аналогичен базовому Су-27, однако, ввиду специфики экспулатации в морской авиации имеет ряд особенностьей:

  • улучшение несущих свойств крыла на взлетно-посадочных режимах за счёт увеличения площади, применения механизации и переднего оперения
  • увеличение тяговооруженности самолёта для удовлетворения требований по взлетам и посадкам на палубу авианосца
  • усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями
  • установка оборудования как для дозаправки самолета в воздухе, так и возможности действия в качестве заправщика
  • применение специального оборудования для захода на посадку на палубу авианосца
  • увеличение числа одновременно подвешиваемых ракет для повышения боевого потенциала самолёта в одном боевом вылете
  • складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолёта и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца
  • применение защиты от коррозии конструкции и систем самолёта для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата
  • возможность эффективной работы по надводным целям

В ходе рабочего проектирования конструкция Су-27 потерпела ряд значительных изменений, наиболее значимым стало применение переднего горизонтального оперения.

 

Эксплуатация Су-33


Самолёт принят на вооружение 31 августа 1998 года. Из 26 серийных машин 4 самолета потеряны в авариях. В настоящее время в состав авиагруппы авианосца «Адмирал Кузнецов» входит 10 истребителей. Остальные 12 базируются на аэродроме  отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного Флота.



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Су-33
Тип многоцелевой палубный истребитель
Силовая установка два ТРДД АЛ-31Ф по 12,8 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 6.5 тонн
Практический потолок 17 000 м
Дальность полета 3 000 км
Максимальная взлетная масса 32 т
Максимальная скорость 2300 км/ч
Размах крыла 14,70 м
Площадь крыла 62,00 кв. м
Длина 21,19 м
Высота 5,93 м

НОВОСТИ