МиГ-21

МиГ-21


Галерея МиГ-21

Разработчик  ОКБ Микояна и Гуревича (МиГ)
Первый полет  1956
Единиц произведено (1959-1985)  11 496 (без учета производства в Китае)

 

МиГ-21 (по классификации НАТО: Fishbed) – советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Выпускался в СССР с 1959 по 1985 годы. Самый массовый сверхзвуковой самолет в мире, считается одним из лучших боевых самолетов Холодной войны и одним из ее символов.

 

История МиГ-21


В середине 1950-х годов ОКБ МиГ проводило обширные исследования в рамках программы создания истребителя на замену МиГ-19. Рассматривались 2 концепции, по которым были созданы 2 прототипа: Е-2 со стреловидным крылом и Е-4 с треугольным.

Первым, в 1954 году взлетел Е-2. Самолет разогнали до 1700 км/ч. Е-2А с новым двигателем разогнали до 1900 км/ч. Е-4 с треугольным крылом взлетел в 1956 году. Вследствие длительных испытательных работ и модификаций самолет удалось разогнать до 2000 км/ч. Разработчики склонялись к Е-4 с треугольным крылом, учитывая еще и то, что Е-2 был, фактически, переработанным МиГ-19. Дальнейшие модернизации Е-4 довели до версии Е-6, разогнанный до 2 МАХов, который, в итоге и стал истребителем МиГ-21.

Стоит отметить, что в то время концепция маневренного боя считалась мертвой и стратеги принимали главной характеристикой истребителя скорость, а главным оружием должны были быть ракеты. Именно под эту концепцию и создали МиГ-21.  В США так же работали над скоростной машиной. F-104 Starfighter стал венцом гонки скоростей. Его прямое, но короткое крыло было таким тонким, что среди летчиков разошлось поверье, что о его края можно было порезаться. Действительно, на огромных скоростях самолеты были хороши, но на малых эти машины оказались почти неуправляемыми. Старфайтер и вовсе первое время называли «летающим гробом» из-за огромного количества катастроф.

 

Конструкция МиГ-21


МиГ-21 выпускался в огромных количествах в течение долгого времени подвергался такому количеству модификаций, что их можно условно поделить на 3 поколения.

Первое поколение

  • МиГ-21Ф выпускался в 1959-1960 годах (83 единицы). Самолет имел две встроенные пушки и два пилона для подвески вооружений. Двигатель Р-11Ф-300 на форсаже давал 5,74 тс тяги.
  • МиГ-21Ф-13 выпускался в 1960-1965 годах. Появилась возможность подвешивать на пилонах ракеты воздух-воздух Р-3С. За счет удаления одной пушки был увеличен топливный бак, плюс, под фюзеляжем можно было подвесить топливный бак. Двигатель Р-11Ф2-300 на форсаже давал 6,12 тс тяги

Второе поколение

  • МиГ-21П – был выпущен небольшой партией в 1960 году. Впервые был оснащен радиолокатором и оборудованием для командного управления боем истребителями. Основываясь на концепции скоростного ракетного боя, самолет был лишен пушек, однако, эта концепция была разрушена во время войны во Вьетнаме.
  • МиГ-21ПФ – модификация МиГ-21П, выпускался с 1961 года. В отличие от версии «П», оснащался более мощным двигателем Р-11Ф2-300, локатором и прицелом.
  •  МиГ-21ПФС – модификация версии «ПФ», выпускавшийся в 1961-1965 годах.. Военные хотели, чтобы МиГ-21 можно было легко эксплуатировать с грунтовых аэродромов. Для этого применялся ряд технических решений. Были доработаны двигатели с отбором воздуха от компрессора. В выпущенном положении к нижним поверхностям закрылков подавался отобранный от компрессора воздух. В итоге, пробег сократился до 480 м. На самолёте могли устанавливаться два стартовых ускорителя для сокращения длины разбега.
  • МиГ-21ФЛ – экспортная версия МИГ-21ПФ для Индии. Оснащался упрощенным оборудованием и двигателем. Поставлялся в 1964-1968 году. Так же в Индии было налажено лицензионное производство.
  • МиГ-21ПФМ – производился в 1964-1968 годах. Вьетнамская война показала, что скоростной бой с исключительным применением ракет себя не оправдал. На МиГ-21ПФМ вернули пушечное оружие. Так же появилась возможность устанавливать несколько видов ракет воздух-воздух. Бортовое оборудование было модернизировано.
  • МиГ-21Р – разведывательный вариант МиГа-21. Под фюзеляжем на специальном обтекаемом держателе устанавливались сменные контейнеры с разведывательным оборудованием.

Видео МиГ-21 : Видео демонстрационных полетов МиГ-21 на авиашоу в Румынии, 2013 год

 

Третье поколение

  • МиГ-21С – стал самолетом «третьего поколения» модификаци. Начало ему дала новая РЛС «Сапфир-21», значительно улучшившая боевые характеристики. Но главное — она позволяла применять новые ракеты Р-3Р (К-13Р) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и увеличенной дальностью пуска. Это меняло тактику применения самолёта: если раньше, пустив радиоракету РС-2-УС, летчик был вынужден повторять все манёвры цели, чтобы вести её лучом станции РП-21 вплоть до момента поражения, то теперь от него требовалось лишь «подсвечивать» цель с помощью «Сапфира», предоставляя ракете самой гоняться за противником. Так же, в отличие от старых моделей, новый МиГ-21 имел уже 4 пилона для оружия. Новый автопилот АП-155 позволял не только сохранять положение машины относительно трёх осей, но и приводить её к горизонтальному полету из любого положения с последующей стабилизацией высоты и курса.
  • МиГ-21СН – вариант серии «С», способный нести авиационную атомную бомбу. Выпускался с 1965 года.
  • МиГ-21СМ стал дальнейшим развитием МиГ-21С. На нём был установлен более мощный двигатель Р-13-300 с тягой форсаже — 6,49 тс.
  • МиГ-21М представлял собой экспортную модификацию истребителя МиГ-21С. Он так же имел 4 подкрыльевых пилона и такой же двигатель Р-11Ф2С-300, но оборудование было упрощено.
  • МиГ-21МФ — модификация МиГ-21СМ для поставок на экспорт и, практически, от него не отличался.
  • МиГ-21СМТ и МиГ-21СМТ представляли собой модификации истребителей «СМ» и «МФ» с увеличенным запасом топлива и более мощным двигателем Р-13Ф-300.
  • МиГ-21бис — последняя и наиболее совершенная модификация из всего огромного семейства «двадцать первых», выпускаемых в СССР. Главным новшеством стал двигатель Р-25-300, который развивал тягу на чрезвычайном форсаже — 7,1 тс. На самолёте также были модернизировали бортовое оборудование. Самолет выпускался в СССР вплоть до 1985 года.

 

Боевое применение МиГ-21


Боевое крещение МиГ-21 получил во время Вьетнамской войны. Там его основным противником был американский F-4 Fantom. Со своим прямым конкурентом F-104 Starfighter МиГ-21 так в бою и не встретился. Тем не менее, истребитель отлично показал себя в бою, Высокая скорость и маневренность сделали МиГ-21 серьезной проблемой, для ВВС США. Именно в то время концепция неманевренного ракетного боя провалилась, стоив американцам большого количества самолетов.

В середине 1960-х МиГ-21 попал в арсеналы арабских государств и тут же оказался на передовых арабо-израильских войн. Там их противниками выступали истребители F-4 Fantom и Mirage III.

В начале 1970-х МиГ-21 ВВС Индии принимали участие в пограничных конфликтах этой страны с Пакистаном. Самолет снова показал себя весьма эффективным в борьбе с довольно пестрой пакистанской авиационной группировкой, уничтожив большое количество самолетов.

В течение всего времени службы МиГ-21 успел поучаствовать в множестве других конфликтов, среди которых: Египетско-ливийская война, война в Анголе, Эфиопо-Сомалийская война, приграничные конфликты КНДР и Южной Кореи, война в Афганистане, Ирано-Иракская война, Балканские войны, Азиатские военные компании

На вооружении

Всего в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено 11 496 МиГ-21. Чехословацкая копия МиГ-21 производилась под названием S-106. Китайская копия МиГ-21 выпускалась под названием J-7 (для НОАК), а её экспортная версия F7 продолжает выпускаться и в настоящее время. По состоянию на 2012 год в Китае было выпущено около 2500 J-7/F-7. МиГ-21 самый массовый реактивный самолет в мире — благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1.

На данный момент МиГ-21 значительно устарел, но до сих пор стоит на вооружении ряда государств, в основном, стран Третьего мира.

Схема МиГ-21



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ МиГ-21
Тип истребитель
Силовая установка один ТРДФ Р-25-300 тягой 5,74 тс
Максимальная боевая нагрузка 2 тонны
Практический потолок 17 300 м
Дальность полета 1 210 км
Максимальная взлетная масса 9,6 т
Максимальная скорость 2175 км/ч
Размах крыла 7,15 м
Площадь крыла 23 кв. м
Длина 14,1 м
Высота 4,71 м

НОВОСТИ