МиГ-23

МиГ-23


Галерея МиГ-23

Разработчик  ОКБ Микояна и Гуревича (МиГ)
Первый полет  1967
Единиц произведено (1967-1985)  4399 (истребителей и модификаций УБ)

 

МиГ-23 (по классификации НАТО: Flogger – «Бичеватель») – советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1960-х годов. Оснащен  крылом изменяемой стреловидности.

 

История МиГ-23


История создания самолёта МиГ-23 берёт начало в первой половине 1960-х годов, когда ОКБ А. И. Микояна приступило к разработке истребителя для замены МиГ-21. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик самолёта на новом истребителе было решено установить крыло с изменяемой геометрией.

Производство

Производство МиГ-23 было успешно налажено в Москве, однако, в первом поколении истребитель имел ряд «детских болезней» и было принято решение провести модернизацию. Новый МиГ-23М получил новый двигатель, оборудование, подвесной топливный бак и обновленное крыло.

В 1974 году появление 4 поколения истребителей заставило провести еще одну глубокую модернизацию. МиГ-23МЛ усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель. Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен форкиль и фюзеляж.

Крайний и самый совершенный вариант МиГ-23МЛД вышел на серийное производство в конце 197-хх. На нем была доработана конструкция фюзеляжа, установлена новая РЛС. На самолет монтировались блоки тепловых ловушек.

Вооружение

МиГ-23 разработан по концепции универсального боевого самолета – он может применяться и как истребитель и как штурмовик, для чего он может модифицироваться инженерными силами ВВС.

Основным оружием по воздушным целям считались управляемые ракеты Р-24 и Р-60 (всего 4 ракеты).

Самолёт для удара по наземным целям мог взять две управляемые ракеты, или 4 бомбы или бомбовые кассеты калибром 100, 250 или 500 кг. На самолёт могли подвешиваться бомбы калибром 100 кг, всего 16 шт. Предусматривалась и подвеска блоков неуправляемых ракет.

В нижней части фюзеляжа, за передней стойкой находилась встроенная двуствольная пушка ГШ-23Л.

Экспорт

Самолёты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС и войскам ПВО СССР, ВВС Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.

Видео МиГ-23 : Руление, взлет и посадка

 

Модификации МиГ-23


МиГ-23С — первый серийный истребитель, взлетевший в 1969 году. Оснащался двигателем Р-27Ф-300, РЛС РП-22, теплопеленгатором, радиокомпасом АРК-10 и аппаратура приводной системы АСП-ПФ.

  • МиГ-23УБ — учебно-боевой самолёт «Спарка». Выпускался в 1970—1978 гг. в Иркутске.
  • МиГ-23М — самолёт с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой, более мощной силовой установкой. В состав оборудования истребителя вошли усовершенствованная РЛС, теплопеленгатор и коллиматорный прицел, что позволило применять новые ракеты малой и средней дальности.
  • МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощённой бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.
  • МиГ-23МФ — имел упрощённую РЛС, по сравнению с МиГ-23М, предназначался для стран Варшавского договора, а затем для арабских стран. Часть МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М.
  • МиГ-23БН — специализированный истребитель-бомбардировщик. Первоначальный вариант имел двигатель АЛ-21Ф-3. Весьма популярный и универсальный истребитель-бомбардировщик, широко распространенный в странах третьего мира.
  • МиГ-23МЛ — начал выпускаться с 1974 г. Самолёт имел силовую установку с увеличенной тягой, усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС, теплопеленгатор, систему опознавания «свой-чужой» и индикатор на лобовом стекле — ИЛС.
  • МиГ-23П — облегчённый перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года.
  • МиГ-23ПД — экспериментальный истребитель с укороченным взлетом и посадкой. Первый полёт совершил в 1967 году. На самолёте дополнительно устанавливались два подъёмных двигателя тягой по 2350 кгс.[8]
  • МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолёт имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛС истребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей, в том числе на фоне земли.

Боевое применение

МиГ-23 появился в разгар Холодной войны и, как и его современники, имеет большой опыт участия во множестве войн.

Истребитель участвовал в боевых действиях на Ближнем Востоке с 1974 года, в том числе, в арабо-израильских войнах. Истребитель так же участвовал в большинстве приграничных конфликтов СССР, в том числе, Афганистане. После развала СССР эти самолеты воевали в конфликтах на постсоветском пространстве. Так же МиГ-23 участвовали и до сих пор участвуют в конфликтах в Африке.

 

Эксплуатанты МиГ-23


За все время производства с 1967 по 1985 годы на заводе «Красное Знамя» (ныне ОАО РСК МиГ) было выпущено порядка 4400 единиц. В настоящее время самолет имеется в 11 государствах Азии и Африки. В некоторых из них, эти самолёты постепенно снимаются с вооружения.

  • КНДР  КНДР
  • Вьетнам  Вьетнам
  • Сирия  Сирия
  • Эфиопия  Эфиопия
  • Ангола  Ангола
  • Шри-Ланка  Шри-Ланка
  • Зимбабве  Зимбабве
  • Намибия  Намибия
  • Куба  Куба
  • Кот-д’Ивуар  Кот-д’Ивуар
  • Йемен  Йемен

Интересные факты

  • 25 июня 1983 года начаты полигонные испытания на малозаметность самолёта МиГ-23 (бортовой номер 5029) с радиопоглощающим покрытием.
  • В художественном фильме 1977 года «Отклонение — ноль» МиГ-23 предстает в виде новейшего самолёта под индексом «100» («сотка»).
  • 4 июля 1989 года Миг-23 пролетел 900 км над территорией Европы на автопилоте без лётчика в кабине, упав в бельгийской деревне, при этом погиб один человек. Лётчик самостоятельно катапультировался над Польшей.

Схема МиГ-23



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ МиГ-23
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка один ТРДФ Р-27Ф2М-300 тягой 10 тс
Максимальная боевая нагрузка 2 тонны
Практический потолок 18 000 м
Дальность полета 1 450 км
Максимальная взлетная масса 18,2 т
Максимальная скорость 2500 км/ч
Размах крыла от 7.78 до 13.97 м
Площадь крыла от 34.16 до 37.27 кв. м
Длина 16,71 м
Высота 4,5 м

НОВОСТИ