МиГ-25

МиГ-25


Галерея МиГ-25

Разработчик  ОКБ Микояна и Гуревича (МиГ)
Первый полет  1964
Единиц произведено (1969-1985)  1190

 

МиГ-25 (по классификации НАТО: Foxbat)  — советский сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения, разработанный в ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1960-х годов.

 

История МиГ-25


В конце 1950-х годов на вооружение СССР и США стали поступать военные самолеты, способные набирать очень большие высоты и скорости. С появлением в США сверхзвуковых бомбардировщиков B-58, прототипа XB-70 и SR-71. Валькирия XB-70 и Черная птица SR-71 были настолько высотными и быстрыми, что действующие в то время перехватчики не смогли бы их остановить. В ОКБ Микояна была начата работа по созданию нового истребителя, способного летать на скоростях до трех махов и поражать цели на высоте в 25 км.

Опытная машина Е-155Р-1 была готова к декабрю 1963 года. Заводские испытания начались с 6 марта 1964 года. В процессе испытаний и доводок было установлено несколько мировых авиационных рекордов.

 

Конструкция МиГ-25


Самолёт представляет собой двухкилевой моноплан с верхним расположением трапецевидного крыла, двумя двигателями с боковым расположением регулируемых воздухозаборников, цельноповоротным стабилизатором. Фюзеляж самолёта — цельнометаллический, типа монокок.

Двигатели типа Р15Б-300 (Р15БД-300), одновальные, одноконтурные с осевым компрессором, одноступенчатой турбиной, форсажной камерой и двухстворчатым трёхпозиционным эжекторным соплом.

Вооружение перехватчика включает четыре гиперзвуковые ракеты (скорость более 5 махов) большой дальности Р-40Т (Р-40ТД) с тепловизионной головкой самонаведения и Р-40Р (Р-40РД) с радиолокационной полуактивной системой наведения (максимальная дальность пуска по высотной цели на встречном курсе — 35-60 км). Под фюзеляжем может подвешиваться топливный бак.

Угон

6 сентября 1976 года самолёт МиГ-25 был угнан лётчиком ВВС СССР Виктором Беленко в Японию. После этого в течение многих лет в дальневосточных частях стали заправлять самолёты из расчёта, чтобы самолёту не хватило горючего до ближайшего иностранного аэропорта.

Было также модернизировано бортовое оборудование и вооружение; новый самолёт стал выпускаться с индексом МиГ-25ПД. После того, как самолёт вернули СССР, он был отправлен на изучение на Горьковский авиазавод.

Видео МиГ-23 : Видео демонстрационного полета на авиасалоне МАКС-2003

 

Боевое применение МиГ-25


МиГ-25 был участником многих конфликтов своего времени. Первые полеты в боевых условиях проходили в Египте, совершая разведывательные полёты над оккупированным Израилем Синайским полуостровом. В то время новейший высотный разведчик не удалось перехватить ни одним из средств ВВС и ПВО Израиля.

Первая встречная ракетная атака произошла в 1981 году, когда несколько израильских истребителей (F-4 и F-15) устроили западню и сбили сирийский МиГ-25. Подобные столкновения повторялись несколько раз и обе стороны теряли и МиГ-25 и F-15. В итоге, 1982 году, стороны перестали нарушать воздушные границы друг друга.

МиГ-25 участвовал в Ирано-Иракской войне в составе ВВС Ирака. Главными противниками были истребители F-14 ВВС Ирана.

Так же истребитель участвовал в боях над Ираком во время операции Буря в пустыне, но больших успехов не достиг по причине абсолютного перевеса сил антииракской коалиции в воздухе. После Бури в пустыне иракские МиГ-25 становились участниками ряда воздушных инцидентов.

В войне 2003 года иракские МиГи, как и другие типы самолётов, не участвовали. После её окончания американские солдаты обнаружили на авиабазе Аль-Такаддум десятки самолётов ВВС Ирака (включая МиГ-25), зарытых в песке.

Ливия использовала самолеты во время Чадско-Ливийского конфликта. Они несколько раз встречались с американскими истребителями F-14. Ливийцы заявляли об уничтожении по меньшей мере двух F-14, хотя в реальности это были перехваты без применения оружия.

В 1981 году в Индию были поставлены 6 разведчиков МиГ-25РБ и 2 учебных разведчика МиГ-25РУ. В конце мая 1997 года индийский МиГ-25 пролетел над центром столицы Пакистана — Исламабадом, перепугав его жителей. Поднявшиеся на перехват истребители F-16 ничего не смогли сделать с нарушителем. Индийские машины широко использовались для проведения разведки во время Каргильской войны в 1999 году и во время операции «Пакарам».

В 1970-е годы советские разведчики МиГ-25 выполняли разведывательные полёты над Ираном. Истребителям F-4D ни разу не удалось перехватить советские самолёты, однако более совершенным F-4E удалось сбить один МиГ-25 в 1976 году. Машины также применялись во время Афганской войны, армяно-азербайджанской войны в Нагорном Карабахе и в Чечне. Известен случай сбития азербайджанского МиГ-25 ракетой ПЗРК «Стрела»; всего же Азербайджан потерял в ходе войны не менее 3 самолётов этого типа.

Модификации и модернизации

Перехватчики:

  • МиГ-25П — первый полёт состоялся в 1964 году. Базовая модификация.
  • МиГ-25ПУ — учебно-тренировочный вариант перехватчика. Несколько машин привлекались для космической программы «Буран».
  • МиГ-25М (1974 год) — модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями «Р15БФ2-300» отличающихся лучшей экономичностью. Серийно не выпускался.
  • МиГ-25МП (1975 год) — модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями Д-30Ф-6 и оборудованием. Серийно не строился, послужил прототипом МиГ-31.
  • МиГ-25ПД (1978 год) — истребитель-перехватчик. Установлен радиолокатор «Сапфир-25», способный обнаруживать цели на расстоянии 100 км. Под носовой частью фюзеляжа установлен теплопеленгатор 26Ш-1. Увеличилась дальность пуска модернизированных в 1975 году ракет «воздух-воздух», получивших обозначения Р-40РД и Р-40ТД. Так же в состав вооружения включены ракеты малого радиуса действия Р-60. Серийно выпускались в г. Горьком (Нижний Новгород).
  • МиГ-25ПДС (1978 год) — модифицированный истребитель-перехватчик с новым БРЛС, двигателем и частью оборудования. По типу МиГ-25ПДС дорабатывались ранее выпущенные самолёты МиГ-25П.
  • МиГ-25ПДСЛ (1985 год) — модифицированный истребитель-перехватчик, оснащенный станцией предупреждения об облучении, станцией активных помех и устройствами отстрела пассивных помех. По типу МиГ-25ПДСЛ дорабатывался ранее выпущенный самолёт МиГ-25ПДС. Серийно модификация не выпускалась.

Разведчики:

  • МиГ-25Р (1964 год) — высотный разведчик. Предназначался для проведения оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот.
  • МиГ-25РУ — учебно-тренировочный вариант разведчика.
  • МиГ-25БМ (1983 год) — самолёт прорыва ПВО. Основное вооружение — 4 ракеты X-58, так же, самолет мог нести ядерное оружие. После распада СССР были уничтожены.
  • МиГ-25РБН (1972 год) — ночной фоторазведчик. По типу МиГ-25РБН переоборудовались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ.
  • МиГ-25РБТ (1979 год) — самолёт радиотехнической разведки с установленной более надёжной и лёгкой станцию общей радиотехнической разведки. Сохранял ограниченные ударные возможности
  • МиГ-25МР — разведчик погоды. Предназначался для метеорологических наблюдений и отличался спецоборудованием и отсутствием фотоаппаратов и станций «СРС-4». По типу МиГ-25МР переоборудовались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ.

Тактические разведчики—бомбардировщики:

  • МиГ-25РБ (1970 год) — одноместный всевысотный самолёт оперативной разведки — бомбардировщик. Носитель ядерного оружия. Строились серийно два года. В 1972 году четыре машины испытывались в реальных боевых условиях арабо-израильского конфликта.
  • МиГ-25РБВ (1970 год) — одноместный всевысотный самолёт оперативной разведки — бомбардировщик с более эффективной станции общей радиотехнической разведки. Вооружение аналогично Миг-25РБ. Восемь самолётов этого типа было оснащено аппаратурой для слежения за ядерными испытаниями. По типу МиГ-25РБв дорабатывались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ, строились серийно в 1973—1979 гг.
  • МиГ-25РД (1976 год) — опытный вариант разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ с принципиально новыми двухконтурными турбореактивными двигателями «Д-30Ф-6». Серийно не выпускался.

На вооружении

Всего в период 1969-1985 годы было выпущено порядка 1190 истребителей МиГ-25 разных модификаций. Около 20 из них до сих пор находятся на вооружении ряда государств. Из состава ВВС РФ МиГ-25 были окончательно выведены в 2013 году.

Схема МиГ-25



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ МиГ-25
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка два ТРДФ Р-15Б-300 по 11,2 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 4 тонны
Практический потолок 20 700 м
Дальность полета 1 730 км
Максимальная взлетная масса 41 т
Максимальная скорость 3000 км/ч
Размах крыла 14,06 м
Площадь крыла 61,90 кв. м
Длина 22,30 м
Высота 6,50 м

НОВОСТИ