Як-38



Яковлев Як-38


Галерея Як-38

Разработчик ОКБ Яковлева
Первый полет  1971
Единиц произведено  231

 

Як-38 (классификация НАТО: Froger-A) — советский палубный штурмовик вертикального взлета и посадки, разработанный в ОКБ Яковлева в 1960-х годах.

 

История Як-38


Вскоре после Второй мировой войны военные многих стран признали одним из важнейших элементов вооруженных сил авиацию, а ее главной слабостью — уязвимость аэродромов. Кроме того, с эскалацией Холодной войны и угрозой ядерной конфронтации было понятно, что одними из первоочередных целей ядерный атак будут аэродромы и большая часть авиации окажется прибита к земле, не имея возможности взлетать и садиться.

В течение долгого времени с этим приходилось мириться, однако, с развитием авиационных технологий и двигателестроения, страны стали пытаться создать самолет, способный работать с коротких полос или вовсе взлетать и садиться вертикально.

Созданию Як-38 в СССР предшествовали работы над Як-36, совершившим первый полёт в 1964 году. Первая экспериментальная посадка Як-36М на ПКР «Москва» состоялась 18 ноября 1972 года. Для этого на крейсере была оборудована специальная площадка, возвышавшаяся над палубой на высоте 0,3 м. На базе этого прототипа был разработан вариант Як-36М, позже переросший в Як-38. Новый самолет впервые оторвался от земли в 1970 году.

В 1985 году был создан улучшенный вариант Як-38М, снабжённый двумя подкрыльевыми ПТБ и усовершенствованным вооружением. Велась разработка и многоцелового самолета Як-39 для использования в качестве палубного истребителя-перехватчика и штурмовика, имеющего увеличенную площадь крыла, топливные баки большей ёмкости, бортовую многофункциональную РЛС, усовершенствованную БРЭО и вооружение, однако этот проект реализован не был.

Видео Як-38 : Архивное видео вертикального взлета палубного штурмовика

 

Конструкция Як-38


Як-38 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Планёр самолёта выполнен из алюминиевых сплавов. Некоторые элементы конструкции выполнены из закалённой стали, прочных алюминиевых и жаропрочных титановых сплавов.

Самолет оснащён оборудованием, позволяющим ему осуществлять полёт в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, с сухопутного аэродрома или с борта авианосца.

Вооружение

Самолет способен атаковать наземные и надводные цели в любое время суток. В случае необходимости может также атаковать воздушные цели в светлое время суток. Всё вооружение размещается под крылом на четырёх балочных держателях. Максимальная боевая нагрузка составляет 1 тонну.

За исключением первых серийных машин, машина может нести внешнюю съёмную пушечную установку ВСПУ-36. Также на подкрыльевые пилоны возможно подвесить до четырёх пушечных контейнеров УПК-23-250. Кроме того, самолет способен применять основные типы вооружений:

  • Ракеты класса «воздух—воздух»: Р-3С и Р-60М
  • Ракеты класса «воздух—поверхность» и «воздух—море»:  Х-23М и Х-25МР
  • Неуправляемые ракеты: С-5, С-8, С-24Б или С-24БНК
  • Различные типы бомб.

Модификации

  • Як-36М— экспериментальный штурмовик ВВП, дальнейшее развитие идей, заложенных в Як-36.
  • Як-36П— вариант Як-36М с бортовой РЛС.
  • Як-36М-О— с единым подъёмно-маршевым двигателем.
  • Як-38— обозначение серийных штурмовиков Як-36М.
  • Як-38У— учебно-тренировочный СВВП на базе Як-38.
  • Як-38И— многоцелевой истребитель ВВП.
  • Як-39— проект многоцелевого СВВП, прорабатывавшийся сразу в трёх вариантах (истребителя, штурмовика и учебно-тренировочного самолёта).
  • Як-38-80— проект развития Як-38, техническое предложение по которому было представлено ОКБ в 1980 году.
  • Як-38М(изделие ВММ, изделие 82) — модернизированная версия штурмовика Як-38, производилась серийно.

Оценка проекта

Являясь одним из трех принятых на вооружение самолетов вертикального взлета и посадки (вместе с Hawker Siddeley Harrier и проходящей в настоящее время испытания модификации F-35B), Як-38 имел ряд как общих, так и специфических достоинств и недостатков. Принятая схема использования для вертикального взлета дополнительных турбореактивных «стартовых» двигателей — в отличие от «Харриера», использующего отклоняемые сопла основного двигателя, и F-35B, использующего подъемный вентилятор, раскручиваемый турбиной основного двигателя — приводила к увеличению массы конструкции и риску потери стабильности парения в случае любых флюктуаций тяги.

Главным недостатком серийных Як-38 по сравнению с «Харриером» (наиболее близким по характеристикам) следует признать отсутствие бортовой РЛС и недостаточную гамму используемых боеприпасов. Отсутствие бортовой РЛС, фактически, не позволяло Як-38 вести воздушный бой иначе, как на очень близкой дистанции в условиях визуального обнаружения цели, превращая его в практически чистый штурмовик. Планирующаяся модификация-перехватчик — Як-38П — так и не была создана.

Кроме того, на момент создания и принятия на вооружение самолета, в СССР отсутствовали компактные дальнобойные ПКР авиационного базирования (подобные французской Exocet и британской Sea Eagle). В результате, ракетное вооружение самолета ограничивалось лишь ракетами Х-23 и Х-25, имевшими небольшой радиус действия. Это вынуждало штурмовик, при атаке на объекты с дальнобойной ПВО, подходить к ним почти вплотную, что существенно повышало риск пилота.

Схема Як-38



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Як-38
Тип палубный штурмовик
Силовая установка: подъемно-маршевый двигатель один ТРД Р-27В-300 тягой 6,1 тс
Силовая установка: подъемные двигатели два ТРД РД-36-35ФВР по 3 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 2 тонны
Практический потолок 11 000 м
Дальность полета 680 км
Максимальная взлетная масса 10,3 т
Максимальная скорость 1210 км/ч
Размах крыла 7,02 м
Площадь крыла 18,41 кв. м
Длина 16,37 м
Высота 4,25 м

НОВОСТИ