B-52

Boeing B-52 Stratofortress


Галерея B-52

Разработчик  Boeing
Первый полет  1952
Единиц произведено (с 1952 по 1962 год)  744
Стоимость единицы (на 1998 год)  $53 млн (B-52H)

 

Boeing B-52 «Stratofortress» — американский стратегический бомбардировщик, разработанный компанией Boeing в начале 1950-х годов.

 

История B-52


Первые работы над новым бомбардировщиком второго поколения в США начались еще в 1946 году. Самолет создавался для перспективной замены Convair B-36 — первого поколения межконтинентальных бомбардировщиков, создававшегося еще для войны с Германией и перепрофилированного на вероятную войну с СССР. B-36 был поршневым самолетом и он быстро устарел в эпоху реактивной авиации — нужен был новый самолет. И работы по нему велись.

В отличие от реактивных истребителей, которые появлялись в разгар холодной войны с такой частотой, что летчики, едва освоив новый самолет, переучивались на еще более новый самолет, стратегическая авиация себе позволить таких игр не могла — стратегические бомбардировщики были сложной и очень дорогой техникой. Поэтому Boeing, не смотря на огромный опыт, на протяжении нескольких лет прорабатывал десятки вариантов прежде, чем приступить к сборке прототипов (основные споры вызывал двигатель — выбирались варианты с реактивным или турбовинтовым двигателем, как на Ту-95). Окончательный вариант был представлен только к 1949 году.

Летные испытания прототипов XB-52 начались в 1952 году. Спустя 3 года самолет был принят на вооружение и начал поступать в части ВВС США.

 

Модификации B-52


ХВ-52 — первый опытный самолет с тандемной кабиной летчиков и двигателями Пратт — Уитни J57-PW-1 Всего было построено 2 самолета.

В-52А — первая серийная модель. Использовался для войсковых испытаний, отличался от прототипов измененной компоновкой кабины экипажа, удлиненным фюзеляжем и новыми двигателями J57-PW-9W. Построено 3 самолета.

В-52В — стратегический бомбардировщик и разведчик. При переоборудовании в разведчик в бомбоотсеке устанавливался герметизированный контейнер с АФА. Двигатели J57-PW-19W. Построено 27 машин.

В-52С — развитие самолета В-52В с увеличенной емкостью топливных баков и возможностью подвески под крылом двух ПТБ по 11 тонн. Построено 35 машин. Первый полет — 9 марта 1956 г.

В-52D — самолет, отличающийся от В-52С лишь небольшими дополнениями в составе БРЭО. Серийно выпускался с 1956 по 1958 г.г. Построено 170 самолетов.

В-52E — стратегический бомбардировщик с улучшенной прицельно — навигационной аппаратурой. Первый в семействе В-52 носитель крылатых ракет «Hound Dog». Оборудован системой дозаправки топливом в полете. Выпускался в 1957-1958 гг. Построено 100 самолетов.

Видео B-52 : Видео взлетов и полетов бомбардировщиков B-52

 

В-52F — развитие самолета В-52Е с новыми двигателями J57-PW-43. Построено 89 самолетов.

В-52G — бомбардировщик, существенно отличающийся от самолетов предыдущих серий: в крыле имеются дополнительные баки, площадь вертикального оперения уменьшена на 20%, изменены очертания носовой части. Рабочее место стрелка перенесено из хвостовой части в носовую гермокабину. Дальность полета увеличена на 25%. Серийно выпускался в 1958-1959 г. г. Построено 193 самолета.

В-52H — крайняя модификация. Отличается от предшественников установкой двигателей TF33-PW-1. Четыре 12,7-мм пулемета в кормовой стрелковой установке заменены шестиствольной 20-мм пушкой «Вулкан». Серийно выпускался в 1960-1962 г. г. Построено 102 самолета.

 

Эксплуатация B-52


По состоянию на 1963 год на вооружении находилось 650 самолётов В-52 различных модификаций, размещённых на 38 авиабазах. Бомбардировщики стояли на вооружении 42 эскадрильи САК США. К 1978 году парк самолётов сократился до 574 единиц. Самолёты модификаций В-52B/C/D/F снимались с вооружения с 1965 по 1984 год. По состоянию на 1988 год в различных лётных происшествиях был потерян 71 самолёт. В конце 80х годов 69 бомбардировщиков B-52G, не прошедшие модернизацию в качестве носителей AGM-86B, были перенацелены на доставку неядерного оружия. В связи с окончанием холодной войны в 1991 году прекращено постоянное боевое дежурство стратегических бомбардировщиков B-52.

К началу 1992 года на вооружении ВВС США оставались 159 B-52G и 95 B-52H, всего 254 самолёта. В 1994 году в соответствии с американо-российскими договорами о сокращении вооружений все самолёты модификации G были сняты с вооружения. В Стратегическом авиационном командовании остались только 85 самолётов модификации H. С июля 2008 года начато сокращение парка самолётов B-52H. В ВВС США останется 68 бомбардировщиков, которые будут использоваться до 2040 года. 44 из них планируют привлекать для решения боевых задач в локальных конфликтах.

 

Боевое применение B-52


Война во Вьетнаме (см. Операция «Arc Light») (1965—1973)

B-52 активно применялся в ходе Вьетнамской войны. Всего за семь лет самолёты совершили 126 тысяч вылетов, было потеряно 30 бомбардировщиков.

Война в Персидском заливе (1991)

В войне в зоне Персидского залива в 1991 году участвовали 70 бомбардировщиков, сделавшие 1624 боевых вылета. Один самолёт был потерян. Ещё шесть B-52 были повреждены иракским огнём.

Операция «Удар в пустыне» (1996)

В 1996 году во время операции «Удар в пустыне» два бомбардировщика B-52H выпустили 13 крылатых ракет AGM-86C по электростанциям и станциям связи в Багдаде, совершив при этом 34 часовой полёт по замкнутому маршруту авиабаза Андерсен — остров Гуам.

Операция «Лиса пустыни» (1998): группировка ВВС США и Великобритании нанесла ракетно-бомбовый удар по военным лабораториям Ирака, где, предположительно, разрабатывалось оружие массового поражения. Это было боевое крещение бомбардировщиков B-1 Lancer.

Операция «Союзная сила» (НАТО против Югославии) (1999)

Афганская война (2001—н.в.)

жертвами бомбардировок B-52 зачастую становились мирные жители. Одним из самых трагических месяцев стал декабрь 2001, с сотнями убитых мирных граждан.

Иракская война (2003)

В ночь на 21 марта 2003 года во время операции Iraqi Freedom В-52Н выпустили около 100 крылатых ракет AGM-86 по Ираку.



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ B-52
Тип стратегический бомбардировщик
Силовая установка восемь ТРД J57-P-43WA тягой 6,24 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 19,5 тонн
Практический потолок 15 200 м
Дальность полета 12 836 км
Максимальная взлетная масса 199 т
Максимальная скорость 1050 км/ч
Размах крыла 56,39 м
Площадь крыла 371,6 кв. м
Длина 47,73 м
Высота 14,64 м

НОВОСТИ