F-22 Raptor
Галерея F-22 |
||
Разработчик | Lockheed Martin | |
Первый полет | 1990 | |
Единиц произведено (с 1997 по 2011 годы) | 195 | |
Стоимость единицы (2013 год) | $146 млн |
Lockheed F-22 Raptor — американский многоцелевой истребитель, разработанный компанией Lockheed Martin в 1990-х годах. Первый в мире истребитель пятого поколения.
История F-22
Еще в 1981 году в ВВС США формировался пакет требований к перспективному истребителю нового поколения, который должен был в будущем заменить F-15 Eagle.
В рамках программы ATF, в 1986 году был объявлен тендер на проект истребителя пятого поколения. Сформировались две конкурирующие команды: Lockheed/General Dynamics/Boeing против McDonnell Douglas/Northrop. К 1990 году обе команды изготовили свои прототипы — YF-22 от первой и YF-23 от второй. После проведения множества исследований и испытаний обеих машин, победителем была объявленна команда прототипа YF-22.
Первая предсерийная машина взлетела в 1997 году. Этот самолет отличался от прототипа: был установлен более мощный двигатель с управляемым вектором тяги, изменилась форма планера. Серийное производство началось в 2001 году. В 2007 году была сформирована первая эскадрилья на авиабазе Лэнгли. Стоит отметить, что самолет оказался намного дороже, чем планировалось: изначально, ВВС заказали 384 самолета, однако, к 2008 году план сократился до 188 машин. F-22 стал, практически, эксклюзивом, а массовой машиной для авиации США назначили F-35 Lightning II — более простой, универсальный и дешевый истребитель.
Крайний серийный F-22 Raptor покинул завод Lockheed Martin в 2011 году. Производство законсервировано. Всего было выпущено 195 самолетов из которых 187 в строю.
Конструкция F-22
F-22 Raptor создавался на основе концепции «First look — First kill»(первый увидел — первый поразил). Предполагалось, что самолет будет использовать новейшее локационно оборудование для обнаружения любых целей, а сам будет невидим для них и, тем самым, будет уничтожать противника еще до того, как тот его обнаружит. Для этого, в первую очередь, активно применялись технологии Стелс, наработанные на другом знаменитом детище Lockheed — F-117 Nighthawk. Как у прародителя, Раптор покрыт радиопоглощающими материалами, оружие у него расположено внутри фюзеляжа, а конструкция отвечает требованиям малозаметности. Однако, в отличие от неуклюжего F-117, F-22 истребитель и разработчикам нужно было искать компромиссы между невидимостью и летными характеристиками. В итоге, конструкция самолета более классическая, двигатели мощные и менее закрыты от локаторов, а на крыле имеются дополнительные подвески — все это немного ухудшает характеристики сталса, но делают его отличным истребителем (к примеру, прототип YF-23 как невидимка был лучше, но уступал в маневренности).
Видео F-22 : Видео компиляция записей полетов истребителей
В конструкции планера самолёта доля полимерных композиционных материалов составляет не менее 40 %, широко применены радиопоглощающие материалы (РПМ). Крыло — ромбовидное, вертикальный стабилизатор V-образной формы.
Истребитель оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15876 кгс, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 11000 кгс и позволяют самолёту совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, что является важным тактическим преимуществом. Сопла двигателей имеют плоскую форму, снижающую заметность самолёта в инфракрасном диапазоне.
F-22 вооружён 20-миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan, ракетами класса воздух-воздух: шестью AIM-120C AMRAAM и двумя AIM-9M Sidewinder, корректируемыми бомбами JDAM и управляемыми высокоточными авиабомбами GBU-39. Истребитель способен производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.
Эксплуатация F-22
По состоянию на май 2012 года на вооружении ВВС США находилось 184 самолета. Самолет за пределы США не поставляется — из-за угрозы потери новейших технологий конгресс США запретил экспорт этих самолетов за границу.
За все время эксплуатации F-22 проходил множество испытаний и участвовал в учениях. На 2014 год официально подтвержден лишь один случай боевого применения рапторов — 23 сентября 2014 года они нанесли авиаудары по позициям сил Исламского Государства в Сирии.
Тип | многоцелевой истребитель |
Силовая установка | два ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100 тягой по 15,9 тс каждый |
Максимальная боевая нагрузка | 10 тонн |
Практический потолок | 19 812 м |
Дальность полета | 2960 км с ПТБ |
Максимальная взлетная масса | 38 т |
Максимальная скорость | 2410 км/ч |
Размах крыла | 13,56 м |
Площадь крыла | 78,04 кв. м |
Длина | 18,9 м |
Высота | 5,08 м |