SR-71

SR-71 Blackbird


Галерея SR-71

Разработчик  Lockheed martin
Первый полет  1964
Единиц произведено 32

 

Lockheed SR-71 Blackbird — американский скоростной разведывательный самолет, разработанный компанией Lockheed в 1960-х годах.

 

История SR-71


Базовым самолетом для SR-71 был уже летавший с 1963 года самолет A-12, созданный компанией Lockheed для высотной разведки по заказу ЦРУ. Однако, «отец» и главный идеолог проекта Келли Джонсон, долгое время лоббировал создание на его базе не только разведчика, но и бомбардировщика. Тем не менее, по своим характеристикам самолет в бомбардировочной версии конкурировал с другим проектом XB-70 Valkyrie. По иронии судьбы, оба проекта оказались свернуты, однако, в Lockheed удалось спасти свой проект: наменование RS-12 Reconnaissance/Strike(разведывательный/ударный) сменили на RS-12 Reconnaissance/Strategic (разведывательный/стратегический).

С XB-70 тоже пытались поступить аналогично, но теперь уже не разведчик A-12 пытался стать бомбардировщиком, а бомбардировщик XB-70 пытался стать разведчиком. Он был крупным, тяжелым и, не смотря на отличные характеристики, все же уступал конкуренту. В итоге, проект был закрыт, а из проекта RS-12 вырос проект SR-71.

Новый самолет был длиннее и тяжелее, чем A-12. Его фюзеляж был удлинён для увеличения топливных баков, экипаж был расширен до 2 человек. Самолёт был оборудован радиоэлектронными датчиками, РЛС бокового обзора и фотоаппаратом.

Серийные машины получили индекс SR-71A. Разработана также учебно-тренировочная модификация SR-71B.

 

Конструкция SR-71


Даже сегодня этот самолёт отличается футуристическим дизайном. Для достижения высоких аэродинамических характеристик на различных режимах полёта корпус и несущие поверхности имеют очень сложную форму. Самолёт построен по схеме «бесхвостка», с тонким трапецевидным крылом. На гондолах двигателей установлены два цельноповоротных киля, заваленые законцовками внутрь. Шасси трёхстоечное, передняя опора убирается против потока, основные стойки — к продольной оси самолёта, в крыло и фюзеляж.

Особенно сложной проблемой полёта на скоростях, превышающих 3 маха, является высокий нагрев корпуса. Для её решения значительная часть деталей планера, более 90 процентов, была изготовлена из титанового сплава (причем титан был совесткий). Самолёт был изготовлен с использованием ранних стелс-технологий. Серийные экземпляры окрашивались тёмно-синей краской для маскировки на фоне ночного неба. Самолёт получил неофициальное название «Blackbird».

Воздухозаборники являются одной из важнейших особенностей конструкции SR-71. Именно они обеспечивали возможность полёта на скоростях более 3300 км/ч, и, в то же время, на дозвуковых скоростях. В передней части мотогондолы имеется подвижный конус, который находится в выдвинутом положении при числах Маха до 1,6. При более высоких числах Маха конус задвигается и активируется прямоточный двигатель.

Видео SR-71 : Видео разгона и взлета самолета

 

При числах Маха около 3 (полёте на скоростях, превышающих скорость звука примерно в 3 раза) предварительное сжатие сверхзвукового потока в приводит к значительному росту его температуры. Чтобы не расплавить лопатки приходится уменьшать подачу топлива в камеру сгорания турбореактивного контура двигателя. Таким образом, турбореактивный контур двигателя обеспечивает на этих режимах только 20% тяги, а 80 % тяги обеспечивается внешним — прямоточным контуром.

Применение технологии Стелс

SR-71 был первым самолётом, созданным с применением технологий снижения радиолокационной заметности. Первые исследования в этой области показали, что плоские формы с сужающимися сторонами имеют меньшую ЭПР. С целью снижения радиолокационной заметности вертикальное оперение наклонено относительно плоскости самолёта, чтобы не создавать с фюзеляжем прямой угол, который является идеальным отражателем. На самолёт нанесены радиопоглощающие покрытия, в топливо добавлялся цезий для снижения температуры выхлопа, и, как следствие, инфракрасной заметности самолёта. Несмотря на все эти меры, SR-71 легко обнаруживался благодаря потоку разогретых выхлопных газов, а также нагреву корпуса на высоких скоростях.

 

Эксплуатация SR-71


SR-71 участвовал в разведке во Вьетнаме и Северной Корее в 1968 году. Не смотря на то, что в ПВО Северного Вьетнама были подразделения, специально созданные для уничтожения SR-71 так ни разу не был сбит. Во время холодной войны выполнял разведывательные полёты над территорией СССР и Кубы. В 1973 году во время арабо-израильской войны Судного дня Blackbird производил фоторазведку Египта, Иордании и Сирии.

Кроме стратегической разведки, самолёт выполнял аэродинамические исследования НАСА по программам AST (Advanced Supersonic Technology — перспективные сверхзвуковые технологии) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research — разработка самолёта с крейсерской сверхзвуковой скоростью полёта).

За весь период эксплуатации было потеряно 12 самолетов — все при несчастных случаях. Ни один SR-71 не был сбит.

SR-71 является самым быстрым пилотируемым самолетом, в 1976 году он достиг абсолютного максимума скорости — 3529 км/ч.



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ SR-71
Тип стратегический разведчик
Силовая установка два ТРДДФ Pratt Whithey J-58 тягой по 14,74 тс
Практический потолок 25 910 м
Дальность полета 5 230 км
Максимальная взлетная масса 78,02 т
Максимальная скорость 3300 км/ч
Размах крыла 16,94 м
Площадь крыла 141,1 кв. м
Длина 32,74 м
Высота 5,64 м

НОВОСТИ