B-2

B-2 Spirit


Галерея B-2

Разработчик  Northrop Grumman
Первый полет  1989
Единиц произведено  21
Стоимость единицы  $2,1 млрд (с учетом стоимости программы)

 

Northrop B-2 Spirit (Спирит – Призрак) – американский стратегический бомбардировщик, созданный компанией Northrop в конце 1980-х годов.

 

История B-2


История бомбардировщика B-2 Spirit началась в далеких 1960-х годах. В то время, во время бушевавшей Вьетнамской войны американские ВВС столкнулись с очень трудностями уровня концепции ведения воздушной войны, приведших к большим потерям. Одной из серьезнейших проблем, в первую очередь, бомбардировщиков были так называемые «ракетные леса» — при поддержке СССР, силы ПВО Северного Вьетнама выстроили настолько плотную систему обороны, что американские бомбардировщики практически лишились возможности наносить глубинные удары. Потребность в повышении живучести стала очевидной, как и очевидным стало понимание, что задачу нельзя выполнить, повысив скорость или высотность самолетов – ракеты все равно доставали.

Именно тогда военные исследовательские круги США обратили особое внимание возможности создания техники, невидимой для радаров противника. В принципе, примеры снижения видимости на то время уже были: еще в период Второй Мировой войны немцы пытались создавать нечто похожее, кроме того в процессе совместных учений с ВВС Великобритании военные заметили, что бомбардировщики Avro Vulcan будучи весьма крупными самолетами благодаря «чистоте» внешней конструкции, значительно менее видимы на радарах, чем американские самолеты классической конструкции, из своих машин такие показатели имел разведчик SR-71. Еще одним катализатором работ стало изучение статьи советского физика Петра Уфимцева, опубликованной в 1962 году.  Кроме того, впервые за все время, конструкторы получили в свое распоряжение суперкомпьютеры, на которых можно было считать показатели ЭПР виртуально, не создавая прототипы этих машин, что ранее делало такие исследования непомерно дорогими.

В течение нескольких лет в научных центрах США под руководством DARPA проводились активные исследования по данной теме (проект XST — Experimental Survivability Testbed) частью которой стал цикл испытаний Lockheed под названием Have Blue. В итоге, в 1977 году изыскания вылились в развертывание Пентагоном программы создания бомбардировщика-невидимки ATB (Advanced Technology Bomber), относящийся к сверхсекретным «черным проектам» США. По итогам конкурса в программе, получившей кодовое название Aurora приняли участие две команды разработчиков: Lockheed и Rockwell, а так же Northrop и Boeing. Спустя несколько лет в лабораториях Skunk Works фирмы Lockheed под руководством Бэна Рича был создан тактический бомбардировщик F-117 Nighthawk.

В отличие от F-117, который был тактическим самолетом, второй проект должен был дать ВВС США тяжелый стратегический бомбардировщик. И тут очень кстати оказался опыт Northrop в создании уже почти забытых самолетов типа «летающее крыло». Еще в 1940-х годах, по заказу Пентагона, Northrop занималась разработками перспективных бомбардировщиков-крыльев: поршневого YB-35 и реактивного YB-49. Тогда эти самолеты не пошли в серию, однако, новые исследования DARPA показали, что «летающее крыло» будучи очень чистой аэродинамической конструкцией, является наиболее оптимальной по требованиям технологии Стелс.

Видео B-2 : Видео подготовки и взлета стратегического бомбардировщика

 

Стоит отметить, что проект Northrop оказался невероятно сложным. Объем НИОКР, проведенный по самолету был для авиации беспрецедентным: модели провели в аэродинамических трубах, общей сложности, 100 дней, двигатели и комплекс управления испытывались 240 дней, а общее время испытаний комплекса бортовой электроники вовсе достигло 5 лет. В итоге, конец метаниям и спорам поставил один из главных менеджеров проекта Хал Маркарян, выработавший дизайн, который лег в основу прототипа. В 1982 году прототип самолета взлетел.

Впервые, самолет, получивший название B-2 Spirit был представлен публике в 1988 году на авиабазе в Палмдейле.

 

Эксплуатация B-2


Бомбардировщик B-2 Spirit, имея стоимость более 500 млн. долларов за единицу, является самым дорогим военным самолетом в истории. Это связано с крайней инновационностью самолета и, следовательно, беспрецедентно большим объемом исследований и разработок. Кроме того, изначально, ВВС планировали закупить 133 бомбардировщика для полной замены B-52, но, с развалом СССР угроза войны исчезла и после сокращения бюджета было решено закупить лишь 20 машин. Самолеты поставлялись в войска с 1994 по 2000 годы.

Будучи наиболее совершенным бомбардировщиком ВВС США, B-2 Spirit принимал участие в нескольких крупных американских военных компаниях:

В первый раз B-2 применялся в Войне в Югославии в 1999 году. Вылетая с территории США, самолеты наносили удары по объектам в Косово. (Именно B-2, по ошибке, разрушил посольство КНР). Самолеты применялись в операциях в Ираке и Афганистане. На 2014 год крайним применением была операция Одиссея Рассвет 2011 года, когда B-2 совместно с B-1 Lancer (3 B-2 и 2 B-1) совершили налет на войска Муаммара Каддафи.

B-2 Spirit не несли боевых потерь. Единственной потерей самолета была авария бомбардировщика на о. Гуам в 2008 году. По халатности наземного персонала произошел сбой датчиков, вызвавший преждевременный взлет, потерю скорости и крушение.

На 2014 год на вооружении ВВС США находятся 19 бомбардировщиков B-2 Spirit.

Схема B-2 Spirit



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ B-2
Тип стратегический бомбардировщик
Силовая установка четыре ТРДД General Electric F118-GE-100 тягой по 8.6 тс
Максимальная боевая нагрузка 18 тонн
Практический потолок 12 500 м
Дальность полета 11 100 км
Максимальная взлетная масса 181,5 т
Максимальная скорость 1 010 км/ч
Размах крыла 52,40 м
Площадь крыла 464,5 кв. м
Длина 20,9 м
Высота 5,45 м

НОВОСТИ