A-10



A-10 Thunderbolt II


Галерея A-10

Разработчик  Fairchild Republic
Первый полет  1972
Единиц произведено (1975-1984)  715
Стоимость единицы (1994 год)  $11.8 млн

 

Fairchild Republic A-10 Thanderbolt IIамериканский дозвуковой штурмовик, разработанный компанией Fairchild Republic  в начале 1970-х годов.

 

История A-10


Долгое время после Второй Мировой войны штурмовики считались пережиком прошлого, уступая место бомбардировщикам и ракетным комплексам, однако, во время Войны во Вьетнаме ВВС США все активнее пользовались дозвуковыми штурмовиками, которые показали себя весьма эффективным оружием. Однако, усиленное противодействие ПВО, особенно пушечного, требовало создания машины более мощной и, что важнее, более бронированной. Интерес к самолёту-штурмовику проявляла в первую очередь Армия США, однако инициатива была перехвачена ВВС США, которые крайне негативно относились к возможности появления у Армии своей собственной авиации. В 1966 году ВВС начали исследования требований к такому самолёту в рамках программы A-X (Attack eXperimental — ударный экспериментальный). 6 марта 1967 года в 21 авиастроительную фирму были отправлены условия конкурса на проектирование относительно недорогого бронированного штурмовика, который должен был иметь скорость не менее 650 км/ч, высокую маневренность на малой высоте, возможность базирования на грунтовых аэродромах, мощное пушечное вооружение и большое число узлов внешней подвески.

В мае 1970 года для участия в финале конкурса были выбраны проекты компаний Northrop и Fairchild Republic. Для постройки опытного образца Northrop YA-9A было выделено 28,9 млн долларов, для Fairchild Republic YA-10A — 41,2 млн. Первым в воздух поднялся YA-10A (10 мая 1972 года), опередив своего конкурента на двадцать дней. Для проведения сравнительных испытаний на авиабазе Эдвардс было сформировано подразделение JTF (Joint Test Force), состоявшее из лётчиков, имевших большой боевой опыт. Сравнительные испытания начались 24 октября 1972 года. На авиабазе Райт-Паттерсон проводилась оценка боевой живучести самолётов с применением оружия советского производства. Кроме того, оба прототипа сравнивались с состоявшим на вооружении ВВС штурмовиком A-7D. В целом YA-9A и YA-10A оказались достойными соперниками, не имея друг перед другом решающих преимуществ. Наконец, в январе 1973 года было объявлено о победе в конкурсе YA-10A.

Первый предсерийный YA-10A поднялся в воздух 15 февраля 1975 года. В сентябре на него впервые было установлено штатное оружие — авиапушка GAU-8. Авиапушка GAU-8 (калибр 30 мм) была создана специально для штурмовика и является одной из мощнейших артиллерийских систем, когда-либо устанавливавшихся на американских самолётах. Пушка установлена по центру фюзеляжа (и заняла половину его), поэтому носовую стойку шасси пришлось установить не по осевой линии, а чуть сбоку. В октябре 1975 года взлетел первый серийный A-10A. Первая эскадрилья A-10 достигла боеготовности в октябре 1977 года.

Всего изготовлено 715 самолётов: два прототипа, 6 предсерийных YA-10A и 707 серийных A-10.

Видео A-10 : Видео учебных полетов и стрельб штурмовиков

 

Эксплуатация A-10


После поступления A-10 на вооружение ВВС США к нему долгое время относились как к «гадкому утёнку», что было обусловлено не только ограниченностью его применения, но и внешним видом. Самолёт подвергался критике, и ВВС даже подумывали о том, как от него можно избавиться, предполагая использовать в роли штурмовика F-16 (точнее, его модификацию A-16). Неожиданно успешное применение A-10 в ходе войны в Персидском заливе поставило точку в спорах о судьбе самолёта и доказало его необходимость.

В 1994 году штурмовики A-10 состояли на вооружении четырёх тактических истребительных авиакрыльев ВВС США (20-го, 23-го, 57-го, 355-го), а также подразделений резерва (442-го и 917-го тактических истребительных авиакрыльев и 930-й истребительной авиагруппы). В ВВС Национальной гвардииони имелись в пяти авиагруппах (103-я, Коннектикут; 104-я, Массачусетс; 110-я, Мичиган; 111-я, Пенсильвания; 175-я, Мэриленд). За рубежом они базировались в Великобритании и Южной Корее. Число состоящих на вооружении «Тандерболтов» постепенно снижается. На 2007 годэксплуатировалось 356 самолётов этого типа, в том числе 203 в регулярных подразделениях ВВС, 51 в резервных подразделениях, 102 в ВВС Национальной гвардии. Тем не менее, ВВС США планируют сохранять A-10 на вооружении как минимум до 2028 года.

A-10 не поставлялся на экспорт. Страны с ограниченным военным бюджетом предпочитают более универсальные самолеты узкоспециализированному штурмовику.

 

Боевое применение A-10


Первое боевое применение штурмовика A-10 произошло во время войны в Персидском заливе 1991 года. Всего в операции было задействовано 144 самолёта этого типа, выполнивших примерно 8100 боевых вылетов при потере 7 машин. К удивлению многих наблюдателей, неказистый дозвуковой штурмовик стал одним из «героев» войны наряду с истребителем F-15 и ударным самолётом-«невидимкой» F-117. По американским данным, штурмовики уничтожили более 1000 иракских танков, 2000 других единиц военной техники и 1200 стволов артиллерии. Уровень боеготовности A-10 составлял 95,7 %, что также являлось рекордом для тактических самолётов ВВС США в ходе операции «Буря в пустыне».

В операции «Буря в пустыне» впервые была продемонстрирована и живучесть A-10. Один из «Тандерболтов» получил тяжёлое повреждение крыла; по словам наземного техника, «Ни один другой самолёт не вернулся бы на базу с таким повреждением».

С авиабаз на территории Италии A-10 принимали участие в военной операции НАТО против Югославии 1999 года. Потерь не было, однако вновь подтвердилась высокая живучесть, когда 2 мая самолёт этого типа совершил аварийную посадку в аэропорту Скопье на одном двигателе. Второй двигатель был начисто отстрелен и позднее демонстрировался по югославскому телевидению. Последствия применения A-10 на Балканах дали себе знать в начале 2001 года, когда разгорелся скандал вокруг снарядов с урановым сердечником, используемых авиапушкой GAU-8.

С 2001 года самолеты принимают участие в операции международной коалиции в Афганистане.

В операции «Свобода Ираку» в марте—апреле 2003 года принимали участие в общей сложности 60 штурмовиков A-10. Один самолёт был сбит. Другой «Тандерболт» получил тяжёлые повреждения.

Модификации

  • YA-10A: Первые 2 прототипа.
  • A-10A: одноместный самолёт воздушной поддержки наземных сил. Единственная модификация, выпускавшаяся серийно.
  • OA-10A: «О» — означет Одноместный самолёт воздушного контроля. По конструкции и бортовому оборудованию отличается от A-10A подвесными модулями с дополнительной электроникой и средствами радиоэлектронного противодействия, предназначен исключительно для взаимодействия с сухопутными войсками и применяется в боевых целях только в исключительных случаях.
  • Night/Adverse Weather A-10 (YA-10B): двухместный прототип для ночной и всепогодной работы. Построена 1 машина. Серийно не производился.
  • A-10C: обновленная модель A-10. Оснащён современным цифровым оборудованием, способен нести высокоточное оружиес лазерной системой наведения. Первые A-10C поступили на вооружение в 2006 году. К 2011 году планируется переоборудовать в эту модификацию все A-10, остающиеся на вооружении.

Схема A-10



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ A-10
Тип штурмовик
Силовая установка один ТРД General Electric TF34-GE-100 тягой по 4,1 тс
Максимальная боевая нагрузка 7,26 тонн
Практический потолок 10 600 м
Дальность полета 3 949 км
Максимальная взлетная масса 22,2 т
Максимальная скорость 834 км/ч
Размах крыла 17,53 м
Площадь крыла 47,01 кв. м
Длина 16,26 м
Высота 4,47 м