F-16

F-16 Fighting falcon


Галерея F-16

Разработчик  General Dynamics
Первый полет  1974
Единиц произведено (с 1975 года)  более 4540
Стоимость единицы (2013 год)  $34 млн (F-16D Block 52)

 

General Dymanics F-16 «Fighting Falcon» — американский истребитель четвертого поколения, разработанный компанией General Dymanics в начале 1970-х.

 

Истрия F-16


В конце 1960-х годов концепции ведения боевых действий в воздухе изменилась: идеология сверхскоростного ракетного боя себя не оправдала — бои часто переходили в маневренный ближний бой. Кроме того, стоимость истребителей с каждым поколением росла и строить множество различных машин для разных целей стало слишком дорого. Была явная необходимость в создании эффективного, мощного, маневренного, но, не очень дорогого самолета.

За работу по проекту взялась одна из самых мощных авиастроительных компаний США того времени: General Dynamics, уже известная созданием бомбардировщика F-111. Именно им, в итоге удалось реализовать давнюю мечту авиаконструкторов: спроектировать легкий, хорошо вооруженный, но быстрый и маневренный истребитель. Во-многом это была заслуга новейшего и уникального двигателя Pratt & Whitney F-100 — он был простым, надежным и достаточно мощным, что бы на самолете можно было отказаться от второго двигателя. Это сделало истребитель намного дешевле и экономичнее.

Именно уникальное сочетание боевых и экономических характеристик сделало F-16 самым массовым истребителем 4 поколения.

Прототип машины, под обозначением YF-16 (№ 72-01567), впервые поднялся в воздух 21 января 1974 года, когда во время пробежки по аэродрому пилот был вынужден взлететь, чтобы избежать аварийной ситуации. Первый полёт по программе испытаний состоялся 2 февраля того же года.

Первый серийный F-16A появился в 1975 году.

Видео F-16 : Пилотаж истребителей пилотажной группы Thunderbirds

 

Модификации

  • Block 1— Первый полёт август 1978 года. Базовая модификация
  • Block 5— Произведено 197 самолётов
  • Block 10— 312 построено до 1980
  • Block 15— Ноябрь 1981. Установлено новое хвостовое оперение. Радар AN/APG-66. Ракеты AIM-7, введена возможность подвески 1000 фунтовых бомб на подкрыльевых точках подвески. В кабине пилота установлен кондиционер. Произведено 983 за 14 лет.
  • Block 15OCU (Operational Capability Upgrade)— Модернизация 1987 года, всего прошли 217 самолётов, установлен двигатель F100-PW-220, вооружение: AGM-119 и AGM-65, AIM-120 AMRAAM. Установлен радиовысотомер. СИП AN/ALQ-131. Максимальный вес 17 000 кг.
  • Block 20— Модернизация 150 F-16OCU
  • Block 25— 19 июня 1984 года. Установлены двигатели F100-PW-200E, радар AN/APG-68, способен работать в режиме воздух-земля. Реализован принцип стеклянной кабины. Вооружение: AIM-120, AGM-65. Помехозащищённая КВ станция. Максимальная масса 19640 кг. Станция помех AN/ALQ-165.
  • Block 30/32— 1985—1989 год. Построено 733. Установлен новый двигатель, нанесен РПМ на корпус, для снижения ЭПР. Вооружение: AIM-120, добавлена AGM-88
  • Block 40/42— 1989—1995, для Египта производство возобновлено в 1999. Произведено 615 шт. Установлен радар APG-68V5, межремонтный ресурс 100 часов. GPS навигация, ловушки ALE-47, введена ЭДСУ. Максимальный вес возрос до 19200 кг. Вооружение AGM-88 HARM II были добавлены в 1989 году, GBU-10, GBU-12, GBU-24, GBU-15, AIM-120
  • Block 50/52— Установлен двигатель с тягой 12,9 КН. Производится с 1990 по наст. время. Радар AN/APG-68V5, на последних версиях V7 и V8, добавлена ракета AGM-84, AGM-154, до 4 ракет AGM-88. Произведено более 830.
  • Block 52+— Установлен радар V9, с возможностью картографирования, установлены дополнительные баки на фюзеляже.
  • Block 60— Установлена ОЛС, так же дополнительные баки, контейнер AN/ASQ-28, уменьшена ЭПР, радар с АФАР AN/APG-80, СИП ALQ-165, двигатель F110-GE-132 с тягой 19000 фунтов сухой и 32500 на форсаже. Вес пустого 9900 кг, нормальная взлётная масса 13 000 кг, максимальная 20 700 кг. произведено 80 для ОАЭ.
  • QF-16— В 2010 году ВВС США заключили контракт с Boeing стоимостью $69 млн на серийную конверсию в самолёты-мишени 126 истребителей F-16 выработавших свой ресурс. Беспилотные QF-16 должны заменить парк устаревших и близких к исчерпанию машин QF-4. 19 сентября 2013 г. произведен первый полет QF-16.
  • F-16V — Lockheed Martin объявила о разработке новой версии истребителя F-16 Fighting Falcon — F-16V (Viper).

На вооружении

Всего было выпущено более 4500 истребителей. Они состоят на вооружении следующих стран.

  • Бахрейн— 16 F-16C и 4 F-16D, на 2012 год
  • Бельгия— 50 F-16AM и 10 F-16BM, на 2012 год
  • Венесуэла— 17 F-16A и 4 F-16B, на 2012 год
  • Греция— 115 F-16C и 41 F-16D, на 2012 год
  • Дания— 43 F-16AM и 11 F-16BM, на 2012 год
  • Египет— 156 F-16A/С и 47 F-16B/D, на 2012 год
  • Израиль— 78 F-16A, 24 F-16B, 78 F-16C, 48 F-16D и 101 F-16I, на 2012 год
  • Индонезия— 7 F-16A, 3 F-16B и 24 F-16C, по состоянию на 2012 год
  • Иордания— 3 F-16A/B и 39 F-16AM/BM, на 2013 год.
  • Нидерланды— 79 F-16AM и 11 F-16BM, на 2012 год
  • Норвегия— 47 F-16AM и 10 F-16BM, на 2012 год
  • ОАЭ— 53 F-16Е и 25 F-16F, на 2012 год
  • Оман— 8 F-16C и 4 F-16D, на 2012 год
  • Пакистан— 24 F-16А, 21 F-16В, 12 F-16С Block 52 и 6 F-16D Block 52, по состоянию на 2013 год
  • Польша— 48 F-16C «блок-52M», на 2011 год
  • Португалия— 28 F-16AM и 6 F-16BM, на 2012 год
  • Республика Корея— 118 F-16C и 47 F-16D, на 2012 год. Производится по лицензии.
  • Сингапур— 32 F-16C и 43 F-16D, по состоянию на 2012 год
  • Ирак — будет поставлено 18 единиц Ф-16 американского производства.
  • Таиланд — 43 F-16A/ADF и 15 F-16В, на 2012 год
  • Тайвань — 117 F-16A и 28 F-16В, на 2012 год
  • Турция— 195 F-16C и 42 F-16D, на 2012 год Производится по лицензии.
  • Чили— 31 F-16A/C и 11 F-16B/D, на 2012 год
  • Марокко — 18 F-16C «блок-52» и 6 F-16D «блок-52», 2012 год.
  • США:
  • ВВС США— 1018 F-16C/D, по состоянию на 2012 год
  • ВМС США— 14 F-16А/В, по состоянию на 2012 год
  • ВВС Национальной гвардии США— 209 F-16C/D

 

Боевое применение F-16


Будучи самым массовым истребителем, F-16 принимал активное участие во всех военных компаниях США последних десятилетий. Кроме того, он активно применяется ВВС всех воюющих государств.

Первый случай боевого применения зафиксирован 26 апреля 1981 года в Ливане.



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ F-16
Тип истребитель
Силовая установка один ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-200 тягой 10.81 тс
Максимальная боевая нагрузка 5.4 тонн
Практический потолок 16 764 м
Дальность полета 1 315 км
Максимальная взлетная масса 17 т
Максимальная скорость 2120 км/ч
Размах крыла 9,45 м
Площадь крыла 27,87 кв. м
Длина 15,03 м
Высота 5,09 м

НОВОСТИ