F-4

F-4 Phantom II


Галерея F-4

Разработчик  McDonnell Douglas
Первый полет 1958
Единиц произведено 5195

 

McDonnell Douglas F-4 Phantom II (Фантом 2) – американский многоцелевой истребитель третьего поколения, созданный компанией McDonnell Douglas в конце 1960-х годов.

 

История F-4


Изначально, проект F-4 был инициирован в компании McDonnell Douglas (в то время McDonnell Aircraft) по заказу ВМС США – морякам нужен был новый, более эффективный самолет на замену устаревшему F-3 Demon.

В 1953 году все еще рассматривались варианты модернизации F-3 с новым двигателем и оборудованием, однако ВМС отказались от модификации F-3H Super Demon, так как у них уже имелись самолеты, способные выполнять задачи, которые должна была выполнять новая модификация, а общего улучшения не было.. Флоту нужен был совершенно новый самолет.

В 1955 году McDonnell получил пакет требований к новому самолету – нужен был всепогодный перехватчик, способный защитить корабли от любого имеющегося в то время у СССР самолета.

Прототип XF4H-1 был разработан для применения ракет Sparrow III и оснащался двигателями J79-GE-8. Конструкция была весьма удачной аэродинамически, но продувки показали высокое давление на крыло, снижающее его ресурс – нужно было «выгнуть» крыло вверх на 5 градусов, что ухудшило бы характеристики. Вместо этого, конструкторы приподняли вверх лишь сегменты по краям на 12 градусов – так появилась необычная форма крыла F-4. Самолет так же получил один из самых мощных на то время радаров, управление которым было основной задачей второго пилота. Прототип так же получил все средства для взлета и посадки на авианосцы. ВМС заказало два прототипа XF4H-1 для проведения летных испытаний. В 1958 году прототип совершил первый полет. Год спустя начались испытания самолетов на авианосце Independence.

В течение всего периода испытаний разработчики и заказчики думали над названием. Предлагалось назвать самолет F4H «Satan» — Сатана и «Mithras» — Митра. В конце концов, решили не увлекаться мистицизмом и назвали модель Phantom II, как наследника истребителя McDonnell FH-1 Phantom.

В начале производства радар Фантома был заменен на еще более мощный Westinghouse AN/APQ-72. В дальнейшем, не смотря на то, что F-4B был морским самолетов, по требованию в унификации авиационного парка, самолеты пошли на вооружение ВВС, тем более, что F-4C их требованиям к многоцелевому истребителю-бомбардировщику вполне удовлетворял. Первый Фантом для ВВС взлетел в 1963 году, разогнавшись в первом же полете до 2-х скоростей звука.

Видео F-4 : Видео запуска двигателей, руления и взлета

 

Модификации F-4


Варианты для ВМС и морской пехоты США

  • F4H-1F (F-4A) — первая модификация, состоявшая на вооружении ВМС США.
  • F4H-1 (F-4B) — истребитель-бомбардировщик для ВМС США с двигателями J79-GE-8A
  • RF-4В (F4Н-1Р) — невооружённый фоторазведчик на основе F-4В
  • F-4G — вариант самолёта F-4В.
  • F-4J — усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель
  • F-4N — палубный истребитель, переоборудованный из F-4В и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование
  • F-4S — палубный истребитель, переоборудованный из F-4J, также имеющий упрочнённую конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель.

Варианты для ВВС США

  • F-4С — первая серийная модификация для ВВС США (первый полёт 27.05.1963). Первоначально обозначалась F-110A.
  • RF-4С (RF-110А) — невооружённый разведчик на основе F-4С (первый полёт 18.05.1964).
  • F-4D — улучшенный вариант F-4С (первый полёт 08.12.65).
  • F-4Е — усовершенствованный истребитель, масса БРЭО этого истребителя при переходе на микроэлектронные схемы уменьшилась на 40 % по сравнению с истребителем F-4В.
  • F-4G Wild Weasel V — противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из истребителя F-4Е

Экспортные варианты

  • F-4EJ — F-4E, производившиеся по лицензии в Японии корпорацией «Мицубиси дзюкогё».
  • F-4F — модификация экспортных F-4E для ВВС ФРГ.
  • F-4K — вариант для Королевских ВМС Великобритании
  • F-4M — вариант для Королевских ВВС Великобритании.

Эксплуатация

Истребители F-4 Phantom II находились в производстве с 1958 по 1979 годы. Всего было построено 5195 единиц.

Будучи весьма удачным самолетом, Фантом активно поставлялся в многие страны, в том числе: в Австралию, Великобританию, Германию, Грецию, Египет, Израиль, Иран, Испанию, Турцию, Южную Корею и Японию. Самолет подвергался значительным модернизациям и был выведен из ВВС США и стран Европы лишь в 1990-х годах. В ряде стран Фантомы планируется эксплуатировать вплоть до 2015 года.

Будучи одним из самых распространенных машин своего времени F-4 Phantom II стал одним из символов Холодной Войны и, естественно, участвовал в большинстве конфликтов второй половины ХХ века. В первую очередь это, конечно, война во Вьетнаме, Арабо-Израильские войны и другие конфликты, в которых участвовали страны, имевшие на вооружении F-4 (в том числе Иран, Турция и Греция)

Схема F-4



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ F-4
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка два ТРДФ General Electric J79-GE-8 тягой по 7,7 тс
Максимальная боевая нагрузка 7,2 тонны
Практический потолок 18 898 м
Дальность полета 2 380 км
Максимальная взлетная масса 20,23 т
Максимальная скорость 2390 км/ч
Размах крыла 11,70 м
Площадь крыла 49,23 кв. м
Длина 17,78 м
Высота 4,95 м

НОВОСТИ