F-18



F-18 Hornet


Галерея F-18

Разработчик  McDonnell Douglas
Первый полет  1978
Единиц произведено  более 1800
Стоимость единицы (2008 год)  $57 млн

 

McDonnell Douglas F/A-18 Hornet (Хорнет – Шершень) – американский многоцелевой палубный истребитель, разработанный компанией McDonnell Douglas в 1980-х годах.

 

История F-18


История истребителя F/A-18 начинается с разработанного в 1960-х компанией Northrop прототипа P.530 Cobra. Позже, переработанная версия этого самолета под именем YF-17 участвовала в конкурсе ВВС США на поставку легкого истребителя четвертого поколения LWF (Lightweight Fighter). Его конкурентом был прототип YF-16 от General Dynamics, который и победил, став истребителем F-16 Fighting Falcon. Проигравший проект был свернут, но о нем вспомнили, когда конкурс на новый истребитель объявили ВМС США. В конкурсе снова участвовали прототипы YF-16 и YF-17, однако, на этот раз флот предпочел более надежный двухдвигательный самолет от Northrop. Из-за отсутствия опыта создания палубных истребителей, компания решила скооперироваться в этом контракте с McDonnell Douglas. В 1977 году новый самолет получил наименование F-18 Hornet.

McDonnell Douglas должна была создать палубный вариант самолета, а Northrop – наземный F-18L. Тем не менее, в сотрудничестве возникли серьезные проблемы с разделением прав на техническую документацию. В результате, кооперация была разорвана, а Northrop, фактически, потеряла проект после того как стало ясно, что наземный вариант самолета не имеет серьезных перспектив – F-18L в серию так и не пошел.

Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. McDonnell Douglas объединила истребитель и штурмовик в одном самолете: от этого и наименование F/A-18A. Двухместная версия получила имя F/A-18B.

Первый полёт Хорнет совершил 18 ноября 1978 года. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 12 апреля 1980 года, а в мае новые машины начали поступать в ВМС.

Видео F-18 : Видео демонстрационного полета

 

Конструкция F-18


Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом. Фюзеляж типа полумонокок. Хвостовое оперение стреловидное.

Крыло — многолонжеронное, имеет возможность складываться. На крыле установлены отклоняемые носки по всему размаху, однощелевые закрылки и зависающие элероны. Одной из отличительных особенностей самолета является наличие наплывов сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъемную силу и обеспечивают полет самолета на больших углах атаки.

Силовая установка самолета состоит из двух двигателей F404, разработанных фирмой General Electric специально для F/A-18. Тяги одного двигателя достаточно для возвращения самолета на свою базу.

Модификации

  • F/A-18A — первый серийный вариант. Построена 371 машина.
  • F/A-18B — двухместный учебно-боевой вариант F/A-18A.
  • F/A-18C — вариант с усовершенствованным БРЭО и вооружением (может нести УР AIM-120, AGM-65).
  • F/A-18D — двухместный учебно-боевой вариант F/A-18C.
  • F/A-18E Super Hornet — дальнейшее развитие варианта F/A-18C.
  • F/A-18F Super Hornet — дальнейшее развитие варианта F/A-18D.

 

Эксплуатация F-18


F/A-18, по признаниям многих экспертов, является одним из самых технологичных и эффективных боевых самолетов 4 поколения, по уровню развития превосходящий даже куда более дорогой и сложный F-15. Выпущенный в количестве более 1800 единиц, F/A-18 Hornet является основой морской авиации США, а так же стоит на вооружении еще 7 стран, в первую очередь Канады, Автралии и Испании. По планам Пентагона, F/A-18 будет активно эксплуатироваться еще долгое время до того, как на флоте его заменит F-35 Lightning II.

Первым применением F/A-18 была операция «El Dorado Canyon» в 1986 году в Ливии, крайним спустя 28 лет, по иронии судьбы, операция «Odissey Dawn» в 2014 году тоже в Ливии, а так же бомбардировки позиций ИГ в Ираке.

Схема F-18



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ F-18
Тип палубный истребитель
Силовая установка один ТРДДФ General Electric F404-GE-400 тягой по 7,26 тс
Максимальная боевая нагрузка 7,7 тонн
Практический потолок 15 240 м
Дальность полета 3 800 км
Максимальная взлетная масса 22,3 т
Максимальная скорость 2000 км/ч
Размах крыла 11,43 м
Площадь крыла 37,16 кв. м
Длина 17,07 м
Высота 4,66 м