Vulcan



Avro Vulcan


Галерея Vulcan

Разработчик  Hawker Siddeley
Первый полет  1952
Единиц произведено (1952-1965)  136

 

Avro Vulcan (Авро Вулкан) – британский стратегический бомбардировщик, созданный компанией Avro Aircraft в начале 1950-х годов.

 

История Vulcan


Работы над перспективным бомбардировщиком были начаты в фирме Avro Aircraft в 1947 году. Самолет изначально значительно отличался от создаваемых в США и СССР самолетов из-за специфики требований ВВС Великобритании: им нужен был скоростной высотный бомбардировщик, способный действовать с небольших британских аэродромов. Подобное требование отсутствовало в требованиях к американским и советским самолетам по простой причине: Великобритания значительно меньше и ВВС просто не могли себе позволить строить разветвленные сети огромных авиабаз (к 1945 году 1% площади страны был занят аэродромами).

Кроме того, «необычность» самолета была обусловлена немецким наследием: после войны Avro заполучила огромное количество технологий, разработанных Третьим Рейхом, которые активно применялись в создании новой машины.

Все попытки адаптировать под строгие требования ВВС самолеты нормальной компоновки успехом не увенчались. В итоге, разработчики пришли к схеме летающего крыла, лишенного горизонтального хвостового оперения и имеющего укороченный фюзеляж. Вооружение и двигатели были утоплены в корпус. Лишь такая схема смогла удовлетворить условиям.

В рамках проекта «Type 698» был создан прототип, продемонстрированный военному и политическому руководству страны. После длительных дебатов, вызванных экзотическим видом машины, проект был одобрен.

Одновременно с созданием большой машины началось проектирование уменьшенного в три раза самолета-аналога, получившего обозначение Type 707A. Первые полеты Type 707A и Type 707B состоялся 4 сентября 1949 года. Потребности исследований треугольного крыла на больших скоростях привели к появлению третьего самолета-аналога, снабженного воздухозаборником в корневых частях крыла и поднявшегося в воздух в июле 1951-го. Наконец, 1 июля 1953 г. взлетел последний, четвертый аналог — Type 707C, имевший двухместную кабину с двойным управлением. Основное назначение машины состояло в подготовке летчиков к особенностям полета на машинах с треугольным крылом.

Тем временем, постройка первого «большого» прототипа 698 началась в апреле 1950-го. Ее первый полет состоялся 30 августа 1952-го. Вскоре Королевские ВВС присвоили ему наименование «Вулкан».

Видео Avro Vulcan : Видео демонстрационного полета бомбардировщика на авиасалоне Фарнборо

 

Эксплуатация Vulcan


На вооружение ВВС Великобритании Вулканы начали поступать с 1956 года. Год спустя была сформирована первая эскадрилья. На тот момент Авро Вулкан можно было считать лучшим средним бомбардировщиком в мире. В том же году несколько самолетов отправились в США для проведения совместных учений – именно там были получены данные, серьезно повлиявшие на военную авиацию в будущем.

Вулкан — летающее крыло с утопленными двигателями, небольшим килем, практически полным отсутствием в планере прямых углов, а также аэродинамически чистой, покрытой толстым слоем краски, под которой скрывались головки заклепок, — оказался почти незаметен для тогдашних радаров. Операторы РЛС, привыкшие к тому, что бомбардировщики «светятся» на экранах поначалу принимали Вулканы за легкие истребители. Возможно, это в какой-то мере способствовало пробуждению интереса американских ВВС к методам снижения радиозаметности самолетов, позднее, переросшим в технологию Стелс.

К концу 1950-хх на Вулканы в новой модификации Vulcan B.Mk.2 начали устанавливать крылатые ракеты Blue Steel.

В ходе англо-аргентинского конфликта 1982 г. шесть бомбардировщиков Вулкан В.Мк.2 переоборудовали в самолеты-заправщики. Тогда же несколько самолетов было оснащено противорадиолокационными ракетами Шрайк. Фолклендский конфликт стал лебединой песнью Вулканов — 21 декабря 1982-го последнюю эскадрилью этих бомбардировщиков сняли с вооружения. Великобритания, не столь богатая, как США и СССР, полностью отказалась от дальних бомбардировщиков.

Всего, с учетом прототипов, было выпущено 136 бомбардировщиков Avro Vulcan.

Схема бомбардировщика Avro Vulcan



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Avro Vulcan
Тип стратегический бомбардировщик
Силовая установка четыре ТРДД Rolls-Royce Olympus 104 тягой по 5,9 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 9,5 тонн
Практический потолок 16 000 м
Дальность полета 9 000 км
Максимальная взлетная масса 91 т
Максимальная скорость 980 км/ч
Размах крыла 30,18 м
Площадь крыла 340 кв. м
Длина 29,61 м
Высота 7,93 м