Harrier

Harrier


Галерея Harrier

Разработчик  Hawker Siddeley (в США McDonnell Douglas)
Первый полет  1966
Единиц произведено (1967-2003)  726 (278 базовых; 111 BaE Sea Harrier; 337 MD Harrier II)
Стоимость единицы (1996 год)  около $30 млн за Harrier II

 

Hawker Siddeley Harrier (Харриер) – семейство многоцелевых истребителей вертикального взлета и посадки, разработанный британской компанией Hawker Siddeley в 1960-х годах. Является наиболее успешным самолетом СВВП. Модификации самолета выпускались в Великобритании (British Aerospace) и США (McDonnell Douglas).

 

История Harrier


В 1954 году французский авиаконструктор Мишель Вибо разработал проект СВВП на базе двигателя Orion. Запатентовав технологию, он обратился к руководству разработок НАТО и получил от него задание совместно с Bristol Engines создать новый двигатель для подобного самолета. Двигатель Orion был слишком слабым для боевого СВВП и на его место, вскоре поставили новую силовую установку на базе двигателя Орфей. Комплекс под названием B.E.53 был продемонстрирован на авиасалона Ле Бурже, где с ним познакомились инженеры фирмы Hawker. Они вступили в совместную работу с создателями силовой установки – так появилась доработанная и уникальная в своем роде силовая установка B.E.53 Pegasus.

Двигатель установили на прототип фирмы Hawker P.1127, создававшийся в качестве разведчика. С 1960 года самолет проходил активные испытания и, наконец, в 1962 году впервые совершил вертикальную посадку на авианосец Arc Royal. К 1963 году был выпущен шестой прототип с улучшенным двигателем, новым крылом и оборудованием. Вскоре Hawker выпустил 6 самолетов для проведения совместных испытаний ВВС Великобритании, США и ФРГ. В 1965 году на базе прототипов был создан самолет с характеристиками, полностью удовлетворяющими требованиям НАТО. Так появился Harrier.

В ходе проведенных летных испытаний самолеты налетали 1700 часов, осуществляя взлеты и посадки днем и ночью, на лесных и городских площадках, на палубах ударных авианосцев и небольших судов.

В 1967 году, несмотря на возникшие финансовые проблемы, компания Hawker Siddeley получила, наконец, заказ RAF на производства 60 одноместных и десять учебно-боевых двухместных — марки Т.2. В апреле 1969 года эти самолеты под обозначением Harrier GR.1 поступили на вооружение 1-й эскадрильи RAF, базирующейся в Уиттеринге.

Видео Harrier : Видео руления, вертикального взлета и полета истребителя на авиасалоне Yuma 2013, США

 

Конструкция Harrier


Самолёт вертикального взлёта и посадки, одноместный цельнометаллический высокоплан нормальной аэродинамической схемы с велосипедным шасси. Оснащён одним турбовентиляторным двигателем Rolls-Royce Pegasus с четырьмя поворотными соплами, расположенными попарно слева и справа от фюзеляжа- под центропланом и в кормовой части: первые создают тягу холодным сжатым воздухом от первого контура двигателя, вторые — горячим выхлопом двигателя.

Модификации

Первая производственная серия самолётов была обозначена как Hawker Siddeley Harrier GR.1 и являлась непосредственным развитием прототипа Kestrel. Производство велось на заводах в городах Kingston upon Thames и Dunsfold, Surrey. Первый полёт самолёт выполнил 28 декабря 1967 года, а в 1969 году вошёл в эксплуатацию ВВС Великобритании. В начале 1970 годов поступил на вооружение корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании.

Следующей модификацией самолёта стал Harrier GR.3 с улучшенной системой лазерного целеуказания и несколько увеличенной мощностью двигателя. Данная модификация с некоторыми изменениями (устанавливалось две автоматические 30-мм пушки ADEN и две ракеты AIM-9 Sidewinder) выпускалась и на экспорт под обозначением AV-8A: 113 машин было произведено для корпуса морской пехоты США и ВМФ Испании. Всего было разработано более 10 модификаций первого поколения семейства Harrier:

GR.1, GR.1A, GR.3, двухместные учебные варианты  T.2/T.2A/T4; экспортные модификации для США: AV-8A/AV-8C, учебный двухместный TAV-8A ; экспортные модификации для Испании (и позже — Таиланда): AV-8S Matador (обозначение во флоте Испании VA-1 Matador, внутреннее обозначение разработчика Mk 53 и Mk 55).

Схема истребителя Harrier



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Harrier II AV-8B
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка один ТРДД Rolls-Royce F402-RR-406 тягой 9,7 тс
Максимальная боевая нагрузка 4,5 тонны
Практический потолок 12 710 м
Дальность полета 2 502 км
Максимальная взлетная масса 14,06 т (8,6 т при вертикальном взлете)
Максимальная скорость 1 063 км/ч
Размах крыла 9,25 м
Площадь крыла 21,37 кв. м
Длина 14,12 м
Высота 3,55 м

НОВОСТИ