JAS-39 Gripen

SaaB JAS-39 Gripen


Галерея Gripen

Разработчик  SaaB
Первый полет  1988
Единиц произведено  264
Стоимость единицы (2014 год)  $30-60 млн в зависимости от версии

 

Saab JAS 39 Gripen — легкий многоцелевой истребитель, созданный шведским концерном Saab в конце 1980-хх. Основной боевой самолет ВВС Швеции и замена в линейке устаревшим истребителям Saab 35 Draken и Saab 37 Viggen. Аббревиатура JAS расшифровывается, как Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик.

 

История Gripen


Конец 1970-хх был временем рождения нового — четвертого поколения боевых самолетов. В США уже были созданы новейшие истребители F-15 и F-16, а в СССР уже завершались работы по созданию Су-27 и МиГ-29. В этих условиях становилось ясно, что действовавшие в то время шведские истребители Saab 35 Draken и Saab 37 Viggen оказывались морально устаревшими и уже не могли отвечать требованиям времени. ВВС Швеции потребовали начала разработки новой машины: более универсальной, маневренной, способной разгоняться до скорости в 2 Маха и работающей с коротких взлетно-посадочных полос (800 метров в длину и 7 метров в ширину). При разработке активно изучались уже созданные конструкции нового поколения, в первую очередь, F-16, F/A-18, F-20 (ударная модификация Northrop F-5, так и не вышедшая в серию), а так же Mirage 2000.

В 1979 году правительство официально развернуло программу JAS (Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик), предполагающую создание единого и универсального боевого самолета. В 1980 году был создан концерн Industrigruppen JAS, в который помимо Saab вошли фирмы Scania, LM Ericsson, Volvo и другие.

Начал формироваться образ самолета. Это был однодвигательный легкий истребитель, выполненный по схеме утка, оснащенный электродистанционным комплексом управления. Силовая установка — двигатель Volvo-Flygmotor RM12, лицензионная версия американского двигателя General Electric F404 (эти моторы ставились на F/A-18, F-117, ранние версии Rafale и некоторые другие самолеты).

В 1982 году Парламент Швеции утвердил бюджет программы в объеме 25,7 млрд крон, предполагающий создание 5 прототипов и 30 серийных машин. Для испытаний систем использовались модифицированные истребители Viggen. Вскоре, проект JAS 39 получил наименование Gripen (Грифон).

Первый JAS 39 Gripen был публично представлен в 1987 году в 50 годовщину концерна Saab. Самолет должен был взлететь в том же году, но подготовка затянулась из-за проблем с системой управления. От земли Gripen оторвался в 1988 году. Программа испытаний была очень плотной и проводилась непрерывно. Работы были остановлены в 1989 году, когда один из прототипов разбился (пилот отделался сломанным локтем). Причиной катастрофы был сбой системы управления и Saab пришлось серьезно модернизировать программное обеспечение самолета, на что ушло 15 месяцев.

В 1992 году был подписан официальный контракт с ВВС Швеции на 110 самолетов. Партия предполагала 96 одноместных JAS 39A и 14 двухместных JAS 39B. К 1996 году у Saab было 5 прототипов и 2 серийных самолета. Поставки вышли на активную фазу в 1997 году, когда была заказана еще одна партия из 64 модернизированных истребителей модификаций C и D, эта партия была выведена в парк в период с 2002 по 2008 годы.

Gripen оказался довольно удачным самолетом и к нему стали проявлять интерес другие страны. В 1995 году шведский Saab заключил соглашение с британской British Aerospace создании совместного предприятия Gripen International по адаптации истребителя под стандарты НАТО (Швеция не член НАТО), а так же продаже и обслуживании самолетов по всему миру. Однако, совместная работа продлилась не очень долго. К 2004 году сложности при согласованиях, а так же всплытия ряда фактов коррупции привели к тому, что BAE продал свою долю Saab и, фактически, покинул программу.

В 2007 году Saab заключил крупное соглашение по военной кооперации с Норвегией (Thales Norway A/S). Основным интересом шведов было участие в тендере на поставки ВВС Норвегии партии истребителей нового поколения. Однако, сложности при расчете стоимостей контракта и поставок ряда элементов завершились победой в тендере американского истребителя F-35 Lightning II. Как позже выяснилось, победа конкурента сопровождалась довольно серьезным лоббированием со стороны дипломатического корпуса США и американских поставщиков систем.

Saab JAS 39 Gripen — грифон от викинга. История и описание истребителя. Видео канала Skyships

 

Так же в 2007 году в кооперацию Gripen International вступила датская фирма Terma A/S. Не смотря на то, что ВВС Дании так же заказали F-35 (Дания является одним из изначальных участников программы JSF F-35), Terma A/S продолжает успешно работать с Saab.

В 2007 году была начата работа над масштабным обновлением моделей JAS 39. Итогом стала новейшая модель Gripen NG. Самолет оснастили модернизированным двигателем General Electric F414G от F/A-18 Super Hornet. Взлетная масса возросла с 14 до 16 тонн. Переработка компоновки баков увеличила количество топлива на 40%. Радиус действия при подвеске дополнительных баков достиг 1300 км. Самолет получил новейший радар Raven ES-05 с АФАР (Raven ES является шведской модификацией итальянского радара Selex ES, созданного концерном Leonardo). Прототип Gripen NG (тогда он еще назывался Gripen Demo) впервые взлетел в 2008 году. В 2009 году самолет вышел на показатели сверхзвуковой крейсерской скорости (1,2 Маха без форсажа).

Так же, еще с конца 1990-хх Saab рассматривал возможность создания корабельной версии JAS 39. Легкий самолет с высокой тяговооруженностью мог оказаться весьма перспективным в этой нише. Официально работы были развернуты в 2009 году, когда данной темой заинтересовалась Индия. В конце концов на индийские авианосцы пришли российские МиГ-29К, однако Sea Gripen оказался интересен ВМС Бразилии.

 

Конструкция


JAS 39 Gripen — многоцелевой истребитель и боевой комплекс, легко адаптируемый для выполнения любых задач. Самолет выполнен по схеме утка, оснащается дельтавидным крылом, хвостового горизонтального оперения не имеет. Конструкция аэродинамически неустойчивая — для поддержания полета постоянно применяется бортовая система управления.

Самолет изначально создавался с возможностью упрощенного обслуживания и замены большой доли бортового оборудования. Это позволяет снизить эксплуатационные расходы, а так же значительно упрощает модернизации самолета. Около 67% бортовых систем самолета сделаны в Швеции и других странах Европы. Треть элементов, в первую очередь, двигатель — американские.

Одним из преимуществ истребителей Gripen является то, что Saab легко адаптирует самолеты под конкретных заказчиков, а так же дает им возможность участвовать в производстве и поставлять свои системы. Программное обеспечение самолета так же имеет открытый код и легко переписывается под требования заказчиков. Большинство других современных самолетов поставляются готовыми и вмешательство страны-заказчика в технологии минимизируется.

Серьезным преимуществом Gripen, как и, традиционно, шведких истребителей является базовая способность к взлетам и посадкам с коротких полос, а так же обычных гражданских трасс. Для этого шасси самолета значительно усилено, а оперение при посадке переходит в вертикальное положение действуя, как аэродинамический тормоз.

Бортовая электроника

Одной из причин легкой кастомизации самолета является то, что большая часть авионики управляется единым бортовым компьютером, который может легко перепрограммироваться. Благодаря этому, программный комплекс самолета постоянно модернизируется улучшением «прошивки» самолета (к примеру, для внесения любых изменений в БРЭО истребителя Viggen требовалось около 18 месяцев).

Gripen изначально создавался как часть сетецентрической армии, в которой все субъекты: самолеты, разведка, дроны, наземная техника, базы — постоянно обмениваются информацией в автоматическом режиме.

Истребители первой серии A и B оснащались радарами PS-05, созданными фирмами Ericsson и GEC-Marconi. Радары обнаруживали воздушные цели на дистанции до 120 км. Позже, радары были модернизированы, что улучшило их характеристики более чем вдвое.

Новейшие истребители серий E и F оснащаются радарами Raven ES с АФАР. Помимо РЛС, самолеты получили новые ИК-сенсоры.

Силовая установка

Все самолеты, созданные до 2014 года оснащаются двигателем Volvo RM12 — шведской модификацией GE F404. В двигатель внесено множество изменений, нацеленных на повышение надежности работы в качествен единственной силовой установки (на других самолетах двигатели F404 установлены парами). Модели JAS 39E и F оснащаются новыми F414G, имеющими на 20% большую тягу и позволяющими истребителю преодолевать звуковой барьер без форсажа (1,1 Маха с подвеской вооружения). Помимо F414G Saab рассматривает установку двигателя Eurojet EJ200 (от Eurofighter Typhoon), который можно оснастить соплом с отклоняемым вектором тяги.

Вооружение

Все истребители Gripen оснащаются бортовой 27-мм пушкой Mauser BK-27. Самолет имеет возможность применения полной номенклатуры вооружения НАТО, включая ракеты воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, ракеты воздух-земля AGM-65 Maverick, противокорабельные ракеты RBS-15. Модернизированные самолеты так же могут оснащаться ракетами дальнего действия MBDA Meteor, ближнего действия IRIS-T, а так же высокоточными авиабомбами GBU-49.

Возможности применения вооружений так же легко адаптируются под требования заказчиков. Потенциально, Gripen может оснащаться практически любым современным истребительным вооружением. Общая масса подвешенного оружия может достигать 6,5 тонн.

Модификации

  • JAS 39A — базовая серийная версия, поступившая в ВВС Швеции в 1996 году. Позже были модернизированы до версии C
  • JAS 39B — базовая двухместная версия. Для размещения тандемом второго пилота самолет удлинен на 0,66 м в сравнении с версией А. Применялась для проведения особых миссий и обучения экипажей.
  • JAS 39C — модификация версии А, адаптированная под стандарты НАТО
  • JAS 39D — двухместная модификация JAS 39C
  • Gripen NG — программа глубокой модернизации. Самолеты JAS 39E и JAS39F оснащаются двигателем GE F414G, радаром Raven ES с АФАР, имеют увеличенную массу, дальность и расширенные возможности вооружения.
  • JAS 39E — одноместный вариант, созданный по программе Gripen NG. Поставляется в ВВС Швеции и Бразилии (в Бразилию под индексом F-39E). Первый полет осуществлен в 2016 году.
  • JAS 39F — двухместный вариант истребителя JAS 39E

 

Производство и поставки


Производство JAS 39 Gripen было начато в 1987 году. В общей сложности, на 2017 год выпущено более 250 единиц, большая часть из которых (74 JAS 39С и 24 JAS39D) служат в ВВС Швеции. Кроме того, самолеты находятся на вооружении Венгрии, Чехии, ЮАР, и Тайланда. Один истребитель находится в парке воздушной академии Великобритании (Empire Test Pilots’ School). Помимо этого, Saab имеет портфели заказов на истребитель от ВВС Бразилии (более сотни машин) и ВВС Швеции (еще 60 единиц к уже имеющимся). Saab ведет переговоры о поставках с Ботсваной, Болгарией, Колумбией, Хорватией, Финляндией, Индией, Индонезией, Филиппинами, Словакией и Швейцарией.

Виды на истребитель JAS-39 Gripen



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ JAS-39 Gripen
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка один ТРДДФ Volvo Aero RM12 тягой 8.16 тс на форсаже
Максимальная боевая нагрузка 6,5 тонн
Практический потолок 15 240 м
Дальность полета 3 200 км
Максимальная взлетная масса 14,00 т
Максимальная скорость 2204 км/ч
Размах крыла 8,4 м
Площадь крыла 30 кв. м
Длина 14,1 м
Высота 4,5 м

НОВОСТИ