Eurofighter Typhoon



Eurofighter Typhoon


Галерея Typhoon

Разработчик  Концерн Eurofighter
Первый полет  1994
Единиц произведено (2013)  400
Стоимость единицы (2012 год)  около $120 млн

 

Eurofighter EF-2000 Typhoon (Еврофайтер Тайфун) – многоцелевой реактивный истребитель четвертого поколения, созданный европейским консорциумом Eurofighter в конце 1980-хх.

 

История Typhoon


В начале 1980-х годов ВВС европейских стран подошли к порогу морального устаревания парка истребителей: большинство машин, таких, как F-4 Phantom и F-104 Starfighter подлежали списанию. Проблема возникла с поиском замены: американские производители активно лоббировали поставки новых многоцелевых истребителей F-16 Fighting Falcon, однако, страны с развитым авиастроением не устраивала перспектива простой покупки в ущерб собственной промышленности и престижу. Тем не менее, разрабатывавшие собственные истребители Франция, Германия и Великобритания не смогли самостоятельно осилить создание своих истребителей, но, со-временем стало понятно, что требования к самолетам у них примерно одинаковые: самолеты, ориентированные в первую очередь на ведение борьбы за завоевание превосходства в воздухе и обеспечение ПВО, отличались относительной простотой, дешевизной, малой взлетной массой, высокой тяговооруженностью, возможностью применения ракет класса воздух — воздух среднего радиуса действия, короткими взлетом и посадкой.

В 1981 г. фирмы ВАе (Великобритания), МВВ (ФРГ) и Аэриталия (Италия) объединили усилия, а также наработанные теоретические и технические решения для создания единого боевого самолета, способного заменить устаревающие машины в ВВС этих трех стран. Планировалось, что с 1989 г. он должен заменить в серийном производстве самолет Panavia Tornado.

В 1983 г. работы по европейскому истребителю под проектным названием EFA вышли на качественно новый уровень: был образован консорциум Eurofighter со штаб-квартирой в Мюнхене. В него вошли фирмы DASA (ФРГ), ВАе (Великобритания), Аления (Италия), Дассо-Бреге (Франция) и СASА (Испания).

Формирование облика истребителя EFA началось в июле 1984 г. и завершилось к сентябрю 1986 г. Одним из главных требований к новому самолету было достижение высоких угловых скоростей разворота, а также наличие большого резерва тяги при полете на крейсерском режиме. Самолет EFA должен был иметь способность вести ракетный бой на малых и средних дистанциях с сохранением возможности наносить удары по наземным целям. При этом, руководствуясь опытом локальных войн 1960-80-х гг., было принято решение о значительном увеличении числа ракет на борту. Предусматривалась также установка пушки для ближнего боя.

При разработке истребителя равные приоритеты были отданы достижению высоких ЛТХ, автономности в боевых условиях, снижению уязвимости, повышению надежности и ремонтной технологичности, а также снижению стоимости жизненного цикла. Требования и стандарты, применявшиеся при создании нового самолета, были значительно выше, чем при создании таких самолетов, как Tornado, F-15, F-16 и F/A-18.

Еще на этапе формирования облика истребителя EFA между странами — участницами проекта возникли разногласия принципиального характера. Французская сторона считала, что самолет должен иметь несколько меньшую массу планера, так как предполагалось его использование как в сухопутном, так и в палубном варианте. В сентябре 1985 г. французы вышли из консорциума и начали разработку своей собственной программы Rafale.

Видео Eurofighter Typhoon : Видео демонстрационного полета на авиасалоне Фарнборо 2012 год

 

После распада СССР и ОВД угроза военной конфронтации резко снизилась и многие политики стали ставить под сомнение перспективы консорциума Eurofighter – было непонятно, для защиты от кого нужно было создавать такой сложный и дорогой самолет. Однако, консорциуму удалось удержать позиции и в 1992 году было принято решение о начале поставок истребителей в ВВС стран-участниц уже под наименованием EF-2000. В результате пересмотра программы портфель заказов консорциума Еврофайтер составил 607 самолетов: 250 для Великобритании, 140 для Германии, 130 для Италии и 87 для Испании.

Тайфун является уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырех вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из заказанных самолётов.

  • Alenia Aeronautica — Левое полукрыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • BAE Systems — Передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • EADS Deutschland — Центральная часть фюзеляжа, центроплан.
  • EADS CASA — Правое полукрыло, предкрылки.

 

Конструкция Typhoon


Конструктивные особенности истребителя отражают стремление разработчиков использовать последние мировые достижения в области самолетостроения и электроники. Для обеспечения требуемого уровня маневренных характеристик, особенно на больших углах атаки, самолет спроектирован по схеме с низкорасположенным треугольным крылом и отрицательным запасом устойчивости, двухсекционными закрылками и предкрылками, поворотным передним горизонтальным оперением, вертикальным килем с рулем направления без стабилизатора. Такая схема обладает рядом преимуществ, основное из которых — снижение сопротивления самолета на сверхзвуковых скоростях.

Тайфун, хоть и уступает по ряду характеристик лучшим истребителям США и РФ, тем не менее, имеет ряд революционных для своего времени характеристик: это первый боевой самолет, в котором применена технология ЭДСУ, многие элементы самолета разработаны с учетом технологии Стелс (невидимым самолет не стал, но его ЭПР значительно ниже многих аналогов по поколению), а так же, стоит отметить, что у EF-2000 сверхзвуковая крейсерская скорость, что является одним из обязательных требований к истребителям пятого поколения. Eurofighter Typhoon можно назвать одним из лучших истребителей четвертого поколения, что четко указывает на высокий уровень европейского авиастроения (детища Airbus можно и не упоминать). Если однажды руководство ЕС решит создать истребитель пятого поколения он, безусловно, станет серьезным конкурентом и F-22 и ПАК ФА T-50.

На конец 2013 года было выпущено в общей сложности более 400 истребителей Eurofighter Typhoon. Производство машин продолжается.

Виды на истребитель Eurofighter Typhoon



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Eurofighter Typhoon
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка два ТРДДФ Eurojet EJ 200 тягой по 9.18 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 6,5 тонн
Практический потолок 19 812 м
Дальность полета 3 790 км
Максимальная взлетная масса 23,5 т
Максимальная скорость 2495 км/ч
Размах крыла 10,95 м
Площадь крыла 56.00 кв. м
Длина 15,96 м
Высота 5.28 м