J-10

Chengdu J-10


Галерея J-10

Разработчик Chengdu
Первый полет 1998
Единиц произведено (2012) 220
Стоимость единицы (2012 год) около $41 млн за экспортную модификацию F-10

 

Chengdu J-10 – китайский многоцелевой истребитель, разработанный компанией Chengdu Aircraft Industry Group в конце 1990-х годов.

 

История J-10


В начале 1990-х годов костяком ВВС Китая были истребители первого и второго поколений, которые имелись на вооружении в огромных количествах, но уже не отвечали требованиям времени. Были развернуты работы по созданию истребителя нового поколения – современного и эффективного. Было очевидно, что китайское авиастроение в то время еще не обладало достаточными компетенциями для создания конкурента таким машинам, как МиГ-29М, Dassault Rafale или Eurofighter Typhoon. На помощь собственным конструкторам были привлечены иностранные.

История J-10 началась в Израиле. Именно там в конце 1980-х был создан истребитель Лави для собственных ВВС. Однако, программа оказалась слишком накладной и, под давлением США, Израил отказался от проекта в пользу F-16. Тем не менее, что бы компенсировать потери, компания IAI, создавшая самолет, продала технологии на него Китаю, активно собиравшему технологии для своей новой машины. В итоге, Лави стал конструкционной основой нового самолета.

Другим важнейшим элементом самолета, безусловно, является двигатель. Планировавшиеся для Лави двигатели американского производства Китай получить не мог, собственный двигатель с необходимыми характеристиками создать тоже было крайне сложно. В итоге, «сердцем» J-10 стал мотор АЛ-31Ф российского производства, активно поставлявшийся для Су-27 ВВС Китая.

Первая информация о J-10 была опубликована в 1994 году, когда под прицел американских военных спутников, наблюдавших за аэродромами в Ченду попали фигуры, внешне схожие с истребителями четвертого поколения других стран.

Для летных испытаний было собрано 4 прототипа. Первые полеты начались в 1998 году.

Chengdu J-10 — китайский многоцелевой истребитель. Видео канала Skyships

 

Конструкция J-10


Самолет J-10 выполнен по аэродинамической схеме»утка» с треугольным среднерасположенным крылом, стреловидным, близкорасположенным к крылу ПГО и однокилевым вертикальным оперением. Конструкция планера выполнена в основном из алюминиевых сплавов с частичным использованием углепластика. Предполагается применение ограниченных мер по снижению радиолокационной заметности самолета.

Модификации

  • J-10A — одноместный многоцелевой истребитель. Экспортное наименование F-10A.
  • J-10S — двухместный самолёт для решения задач обучения, РЭБ, наведения и целеуказания, а также для нанесения ударов по наземным целям.
  • J-10B — модернизированный самолет, оснащенный двигателем WS-10A, утопленным «малозаметным» воздухозаборником, бортовой радиолокационной станцией с АФАР и оптико-локационной станцией переднего обзора.

 

Эксплуатация J-10


Первый серийный J-10 поднялся в воздух в 2002 году. Всего, к 2012 году было выпущено более 220 самолетов разных модификаций, поставляемых в ВВС КНР и ВВС Пакистана (36 самолетов). Самолет продолжает производиться и модернизироваться.

Истребитель хоть и уступает лучшим машинам 4-ого поколения Российского и Западного производства, тем не менее, стал огромным рывком для авиаконструкторов Китая. Кроме того, будучи вполне приемлемым по характеристикам, самолет значительно дешевле своих аналогов, что делает его привлекательным для ВВС развивающихся стран.

Схема истребителя J-10



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ J-10
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка один ТРДДФ «Сатурн-Люлька» АЛ-31ФН или Woshan WS-10A тягой 12,5 тс на форсаже
Максимальная боевая нагрузка 7,26 тонн
Практический потолок 18 000 м
Дальность полета 2 000 км
Максимальная взлетная масса 19,27 т
Максимальная скорость 2380 км/ч
Размах крыла 9,75 м
Площадь крыла 33,05 кв. м
Длина 16,43 м
Высота 5,43 м

НОВОСТИ