J-20



Chengdu J-20


Галерея J-20

Разработчик Chengdu
Первый полет 2011
Единиц произведено (2014) 6 прототипов

 

Chengdu J-20 – китайский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый компанией Chengdu Aircraft Industry Corporation. Планируется, что он поступит на вооружение к 2017 году.

 

История J-20


История истребителя начинается в 1990-х годах, когда в Ченду начались первые работы по истребителю нового поколения в рамках программы J-XX. Разработанный компанией Chengdu Aircraft «Проект 718» победил в тендере ВВС НОАК в 2008 году и вышел на этап создания летных прототипов.

11 января 2011 года прототип J-20 совершил первый полет. В сопровождении истребителя J-10 самолет провел в воздухе 15 минут.

 

Конструкция J-20


Chengdu J-20 представляет собой большой и тяжелый истребитель схемы «утка». Он имеет треугольное крыло с наплывами и цельноповоротное переднее горизонтальное оперение. Вертикальное оперение — двухкилевое, с наклоненными в стороны цельноповоротными килями и с подфюзеляжными гребнями.

Для самолета схема во-многом аналогична с советским прототипом МиГ 1.44, но хвостовое оперение «развалено» в стороны. Конструкция воздухозаборников позаимствована с американского F-35. Носовая часть и беспереплетный фонарь кабины аналогичны этим элементам F-22.

Не смотря на весьма внушительный вид и внешность истребителя пятого поколения самолет едва ли способен удовлетворять требованиям этого поколения.

Малозаметность

Аэродинамика J-20, как и у прототипа МиГ-1.44 должна быть весьма не плохой, однако, схема «утка» значительно ухудшает показатели невидимости самолета. Кроме того, многие элементы самолета не отвечают требованиям технологии Стелс. Безусловно, «светимость» самолета будет значительно ниже, чем у истребителей четвертого поколения, однако, современные комплексы ПВО все-равно будут его хорошо видеть.

Видео J-20 : Видео подготовки, руления и полетов опытного истребителя пятого поколения

 

Сверхзвуковая крейсерская скорость

Здесь у конструкторов из Ченду проблем еще больше. Во-первых, воздухозаборники. Схема воздухозаборников для F-35 выбрана оптимально, но, стоит иметь в виду, что F-35 – многоцелевой легкий истребитель, не предназначенный для полетов на огромных скоростях и на большие дистанции, а J-20 же имеет аналогичную схему воздухозаборников, но, при этом является значительно более тяжелой машиной. В связи с этим, многие эксперты ставят под сомнение возможность истребителя разгоняться более 1,5 скоростей звука, не говоря уже о крейсерской скорости на сверхзвуке.

Кроме того, до сих пор неясно, какие на нем будут двигатели. Понятно, что создать собственный двигатель для пятого поколения китайцы еще не могут – WS-15 пока лишь проект. Вероятно, на первой серии (как и на одном из прототипов) будут устанавливаться российские АЛ-31Ф от Су-27. Возможна установка двигателей 117С от российского Су-35, однако, передача технологий такого двигателя Россией маловероятна.

Помимо очень серьезных барьеров в конструкции и силовых установках, по прежнему непонятна судьба комплекса бортового оборудования. Очевидно, что иностранные партнеры такие технологии не передадут (США и вовсе даже ближайшим союзникам отказываются поставлять F-22 боясь утечки). Поэтому БРЭО китайцам придется создавать самим, а это потребует огромной работы и времени.

Учитывая вышеперечисленное, многие эксперты ставят под сомнение боевые перспективы J-20 и оставляют ему роль раннего прототипа и демонстратора технологий. Тем не менее, последние десятилетия показали, что смеяться над Китаем не стоит: 20 лет назад их лучшими истребителями были копии МиГ-21, а теперь мы сравниваем их J-20 с Т-50 и F-22 – вершинами боевого авиастроения.

Виды на истребитель J-20



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ J-20
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка два ТРДДФ WS-10G тягой по 18.35 тс каждый на форсаже
Максимальная боевая нагрузка
Практический потолок 20 000 м
Дальность полета 5 500 км
Максимальная взлетная масса 36,3 т
Максимальная скорость 2400 км/ч
Размах крыла 12,88 м
Площадь крыла 73,00 кв. м
Длина 20,3 м
Высота 4,45 м