Tejas



HAL Tejas


Галерея Tejas

Разработчик HAL
Первый полет 2001
Единиц произведено (2013) 14
Стоимость единицы (2013 год) около $27 млн

 

HAL Tejas – индийский легкий многоцелевой истребитель, разработанный компанией Hindustan Aeronautics Limited в конце 1990-х годов.

 

История Tejas


Разработки нового истребителя начались в 1983 году. Именно тогда правительство пришло к выводу, что инженерная мысль и опыт применения военной авиационной техники достаточен, что бы создать собственный самолет.

На формирование облика самолета оказали влияние не только технические, но и политические факторы: требовалось при минимальных затратах создать не просто самолет, а своего рода символ, демонстрирующий национальную независимость в области высоких технологий. В 1985 году индийскими ВВС было сформулировано техническое задание на самолет. Ведущим исполнителем программы LCA (Light Combat Aircraft — легкий боевой самолет) стал национальный авиастроительный концерн HAL (Hindustan Aeronautics Limited).

К 1990 году было закончено эскизное проектирование и началась сборка первых прототипов. Торжественная выкатка самолета LCA TD1 состоялась 17 ноября 1996 года.

В отличие от самолетов других развивающихся стран, на которые устанавливаются двигатели, разработанные в России, США, Франции или Великобритании, для индийского истребителя было решено создать собственный двигатель. Параллельно с программой LCA была инициирована программа Кавери – разработка собственного двигателя.

Постройка первых двух предсерийных самолетов (PV1 и PV2) началась в 1998 году. Тогда же начались летные испытания бортовой радиолокационной станции для самолета LCA.

Впервые поднявшись в небо 4 января 2001 г., TD-1 до июня 2002 г. выполнил 12 полетов, после чего его испытания были остановлены для модернизации программного обеспечения компьютера системы управления и доработки некоторых бортовых систем.

Видео HAL Tejas : Видео с фюзеляжной камеры истребителя во время учений Iron Fist 2013 ВВС Индии

 

Конструкция Tejas


Tejas — jднодвигательный самолёт схемы бесхвостка с дельтавидным среднерасположенным крылом. В конструкции самолёта широко применены композитные материалы (34 % фюзеляжа сделано из углепластика). Из композитных материалов выполнены верхняя и нижняя часть обшивки крыла, рули управления, киль, лонжероны, стрингеры, элевоны, воздухозаборники и другие элементы обшивки.

S-образные воздухозаборники также выполнены из углепластика, расположены по бокам фюзеляжа, такая схема экранирует лопатки турбины двигателя и снижает радиолокационную заметность.

Кабина пилота оборудована джойстиком управления и тремя большими многофункциональными дисплеями. Самолёт оснащён 4-х канальной электродистанционной системой управления.

 

Эксплуатация Tejas


Серийное производство HAL Tejas началось в 2013 году. К 2014 году было изготовлено в общей сложности 14 самолетов. Планируется, что ВВС Индии закупят порядка 200 истребителей. Еще 40 машин должны быть поставлены в ВМС Индии для замены устаревающих британских самолетов Harrier.

Виды на истребитель HAL Tejas



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Tejas
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка один ТРДДФ General Electric F-404-GE-IN20 тягой 9,15 тс на форсаже
Максимальная боевая нагрузка 4 тонны
Практический потолок 15 950 м
Дальность полета 2 000 км
Максимальная взлетная масса 15,5 т
Максимальная скорость 1920 км/ч
Размах крыла 8,2 м
Площадь крыла 37,5 кв. м
Длина 13,2 м
Высота 4,4 м