Авиакатастрофа Ил-62 в Московской области



Авиакатастрофа Ил-62 в Московской области  (1972 год)

Место катастрофы Нерское озеро, Московская область
Год катастрофы 1972
Модель ВС Ил-62
Оператор ВС Аэрофлот (217-й летный отряд)
Рейс Париж – Ленинград — Москва
На борту 174 человека
Погибших 174 человека

 

Авиакатастрофа Ил-62 в Московской области – катастрофа, произошедшая в 1972 году на берегу Нерского озера возле аэропорта Шереметьево. Все находившие на борту погибли. На момент событий это была крупнейшая авиакатастрофа в мире.

 

События


13 октября 1972 года в 20:59 авиалайнера Ил-62 авиакомпании Аэрофлот вылетел из Ленинградского аэропорта Шоссейная, где совершал промежуточную посадку в полете из Парижа в Москву. В столицу вылетело 164 пассажира и 10 членов экипажа.

Заняв эшелон на высоте 9000 метров самолет направился в Москву. Пролетев контрольный пункт Починок, самолет снизился до высоты 7200 метров с выходом на пункт Богданово. Однако диспетчер сообщил, что лайнер на 30 км отклонился южнее от трассы. Экипаж скорректировал курс, вошел в коридор Московской воздушной зоны, и начал снижение к пункту Савелово, над которым прошел на высоте 3700 метров. После этого диспетчер дал указание экипажу самолёта занять эшелон 1800 метров, что и было сделано.

Далее диспетчер дал указание экипажу занять высоту круга 400 метров и настроить давление воздуха на 742 мм. рт. ст. При этом диспетчер не указал курс посадки и сделал это лишь после дополнительного запроса командира. Самолет в этот момент находился на высоте 750 метров. Дальнейшей информации о выходе на заданную высоту не поступило. Диспетчер безуспешно пытался связаться с экипажем, пока метка самолета не пропала с экранов радаров.

В 21:49 по местному времени авиалайнер Ил-62 со 174 людьми на борту на скорости 620 км/ч и с левым креном 22,5° врезался в поле рядом с Нерским озером в 12 километрах севернее аэропорта Шереметьево. От удара левая консоль крыла оторвалась, после чего самолет рухнул на землю, пронесся по полю 300 метров и, врезавшись в лес, прошел еще 200 метров. От многочисленных столкновений с деревьями фюзеляж полностью разрушился, обломки были разбросаны на 550 метров от места падения. Все находившиеся на борту погибли.

 

Расследование авиакатастрофы


После проведенного раследования было выяснено, что самолет до момента удара был исправен. Погода также не могла быть причиной падения.

Согласно данным полетного регистратора, на высоте 800 метров самолет начал выход из снижения – за 34 секунду до катастрофы. До высоты 600 метров экипаж действовал согласно летным правилам. Однако далее экипаж прекратил процедуру выхода на горизонтальный полет, так же не отмечалось попыток предотвращения столкновения с землей. Из-за отказа речевого самописца следствию не удалось выяснить, что происходило в кабине пилотов.

Были выявлены нарушения в работе диспетчера, который назвал посадочный курс лишь по запросу командира самолёта. Также, при повторении указаний по посадке, командир ошибочно назвал давление 746 мм. рт. ст. (а не 742), на что диспетчер его не поправил. Экипаж установку давления на эшелоне перехода не доложил. Однако неправильная настройка барометров не могла стать причиной катастрофы, так как даже при стандартных 760 мм. рт. ст. и при занятии по высотомеру высоты 400 метров, самолёт оказался бы в 200 метрах над землёй.

Таким образом, точные причины, почему экипаж, начиная с высоты 600—500 метров, не стал прекращать снижение самолёта, так и не были установлены. Существуют лишь предположения, почему это произошло, в том числе:

  • нарушение работоспособности и нормального психофизиологического состояния в результате возможного воздушного разряда статического электричества или других явлений;
  • частичный отказ в системе продольного управления самолетом. При этом зафиксированные бортовым самописцем незначительные отклонения руля высоты не дают права делать вывод как о полной исправности продольного управления, так и об осознанном воздействии пилотов на руль высоты при пилотировании исправного самолета вблизи земли.

 

Самолет


Выполнявший данный рейс Ил-62 с регистрационным номером СССР-86671 был построен в 1967 году, а свой первый полёт совершил 28 мая 1968 года, после чего 14 июня был передан Аэрофлоту. Его общий налёт составлял 4374 часов при числе циклов 1674. В июне 1967 года данный самолёт демонстрировался на международном авиасалоне Ле-Бурже.

 

НОВОСТИ