Ан-12



Антонов Ан-12


Галерея Ан-12

Разработчик  ОКБ Антонова
Первый полет  1957
Единиц произведено  1248 (1957-1973)

 

Антонов Ан-12 — советский военно-транспортный самолёт, разработанный в ОКБ им. Антонова в 1950-хх годах.

 

История Ан-12


В середине 1950-хх годов, во время визита генсека ЦК КПСС Н.С. Хрущева в ОКБ, руководитель бюро Олег Антонов лично проводил экскурсию для руководителя государства. В то время уже завершалась разработка среднего военно-транспортного самолета Ан-8 и Хрущев уделял ему большое внимание. С учетом появления информации о создании за границей новейшего универсального транспорта аналогичного класса (будущего C-130 Hercules), Хрущев заинтересовался тематикой и, получив информацию, что американский самолет четырехдвигательный, предложил обдумать эту концепцию (Ан-8 имеет 2 двигателя). Вскоре, из этой идеи сформировалась концепция создания сразу двух траспортов – военно-транспортного Ан-12 и пассажирского Ан-10. Создаваемые на базе Ан-8, четырехдвигательные машины были практически идентичны по большей части конструкции и оборудования, к тому же, в случае необходимости, замена части элементом фактически позволяла превратить Ан-10 в Ан-12.

Первые полеты оба самолета начали в 1957 году. С 1959 года самолёт начал поставляться в ВВС.

За все время производства было выпущено 1243 самолета, не считая прототипы. Выпуск был налажен сразу на трех площадках.:

  • Иркутске, 1957—1962 годы, 155 экземпляров
  • Воронеже, 1960—1965 годы, 258 экземпляров
  • Ташкенте, 1962—1972 годы, 830 экземпляров

 

Конструкция Ан-12


Ан-12 – чытерехдвигательный турбовинтовой высокоплан с однокилевым оперением и хвостовым грузовым люком.

Фюзеляж самолёта, с приподнятой хвостовой частью и большим грузовым люком, обеспечивает удобные условия погрузки и выгрузки грузов, а также их парашютное десантирование. Конструкция фюзеляжа почти полностью совпадает с конструкцией фюзеляжа Ан-10. Главное отличие — кормовая часть фюзеляжа самолёта, имеющая грузовой люк и хвостовую стрелковую установку с кабиной воздушного стрелка. В средней части фюзеляжа вместо пассажирского салона Ан-10 находится грузовая кабина, передняя часть самолёта с кабиной экипажа конструктивно почти полностью совпадает с передней частью Ан-10. Кабина экипажа герметична и отделена от негерметичной грузовой кабины гермошпангоутом с дверью.

Шасси самолёта обладает высокой проходимостью, что позволяет ему взлетать с грунтовых, заснеженных и ледовых аэродромов.

Самолет оснащался четырьмя двигателям АИ-20.

Видео Ан-12 : Запуск двигателей и взлет самолета

 

Двигатель АИ-20 — одновальный турбовинтовой авиадвигатель. Мощность двигателя на взлетном режиме — 4250 (4000) л. с. Двигатель снабжён системой автоматического регулирования, поддерживающей постоянное число оборотов его ротора на всех рабочих режимах. Управление двигателем — механическое, проводка от ручки управления двигателем — тросовая.

Вооружение

Ан-12 – военно-транспортный самолет. Он способен выполнять как транспортные, так и бомбардировочные задачи.

Самолет оснащен системой пушечного оружия, состоящего из двух 23-мм пушек АМ-23, электросистемы дистанционного управления башней и прицельно-вычислительного блока. Комплекс располагается в хвостовой части у основания киля.

Так же самолет может нести различное бомбовое вооружение массой до 10 тонн

Самолет долгое время являлся одним из самых массовых военно-транспортных самолетов в мире и основной рабочей лошадкой советских военных. За все время было создано более 40 модификаций, в том числе Shaanxi Y-8 и Y-9 – китайские версии самолета, выпускающиеся до сих пор.

 

Эксплуатация Ан-12


Самолёт активно применялся в военных целях, в чрезвычайных ситуациях, для переброски военной техники и личного состава, также для пассажирских и грузовых перевозок, поиска и спасания космических объектов, экипажей пилотируемых космических кораблей и воздушных судов, терпящих бедствие.
Наибольшее значение Ан-12 оказал в становлении Воздушно-Десантных Войск СССР. Это был первый массовый самолёт в Военно-Транспортной Авиации, позволявший производить массовое десантирование как парашютистов, так и боевой техники ВДВ.
Самолёт зарекомендовал себя как очень надёжный аппарат, способный работать в сложных климатических условиях, и неприхотливый в обслуживании.

Более 150 самолётов Ан-12, в том числе и их китайские копии Shaanxi Y-8 до сих пор эксплуатируются такими странами как: Россия, Украина, Белоруссия, КНР, Сан-Томе и Принсипи, Ангола, Грузия, Казахстан, Армения, Молдова, Узбекистан и другими.

Боевое применение

Самолёты Ан-12 воевали на разных театрах военных действий. Одной из первых их использовала в боях Индия. Её самолёты снабжали войска во время приграничных конфликтов с Китаем и Пакистаном. В индо-пакистанской войне 1971 года самолёты применялись и как бомбардировщики, нанося удары по складам вблизи границы в Кашмире. 12 января 1982 года Ан-12 и С-119 высадили батальон десантников для окружения столицы Бангладеш.

Войны в Африке В 1964 году египетские Ан-12 перевозили вооружение и припасы для повстанцев в Конго. С 1962 по 1967 годы эти самолёты использовались для поддержки египетских войск, воевавших в Йемене. В шестидневной войне 1967 года они применялись ограниченно, неизвестное число египетских и сирийских самолетов было уничтожено израильской авиацией на аэродромах. В войне 1973 года эти машины снова использовались для снабжения, а эскадрилья советских Ан-12ПП применялась в Мерии для радиоэлектронной борьбы. В 1967 году Ан-12 снабжали федеральное войска Нигерии в войне против сепаристов Биафры.

Эфиопия стала закупать советское вооружение после наложения в 1977 году американского эмбарго на поставки оружия в эту страну. В числе первых были поставлены машины, действовавшие против эритрейских повстанцев. Ирак также применял их в ирано-иракской войне. Иракские машины использовались для морской разведки, целеуказания и для дозаправки в воздухе.

Советские транспортники сыграли важную роль во время вторжения СССР в Чехословакию 1968 года: Ан-12 и Ан−22 доставили пять тысяч солдат. Во время афганской войны самолёты постоянно снабжали по воздуху контингент советских войск, летая из СССР в Баграм и Кабул.

В 1994—1996 годах российские Ан-12 использовались для переброски войск и снаряжения в Моздок во время второй чеченской войны.

Катастрофы

По неофициальным отечественным и зарубежным данным, на 30 августа 2014 года в результате катастроф и серьёзных аварий было потеряно не менее 225 самолётов типа Ан-12.

Схема Ан-12



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Ан-12

Тип военно-транспортный самолет
Силовая установка четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М по 4250 л. с. каждый
Максимальная груз 21 тонна
Практический потолок 8 600 м
Дальность полета 5 530 км
Максимальная взлетная масса 61 т
Крейсерская скорость 570 км/ч
Размах крыла 38,015 м
Площадь крыла 121,7 кв. м
Длина 33,109 м
Высота 10,525 м