Ан-22



Антонов Ан-22


Галерея Ан-22

Разработчик  ОКБ Антонова
Первый полет  1965
Единиц произведено  68 (1966-1976)

 

Ан-22 Антей — советский тяжёлый турбовинтовой военно-транспортный самолёт, разработанный в ОКБ им. Антонова начала 1960-хх.

 

История Ан-22


Первичные ислледования по широкофюзеляжному транспорту в ОКБ Антонова велись еще в 1950-хх, но, к концу десятилетия, исследования стали перетекать в серьезную разработку. Техническое предложение по самолету, получившему обозначение ВТ-22, завершилась в августе 1960 г. Самолет был рассчитан для перевозки грузов до 50 т на расстояние 3500 км, а также воздушного десантирования до 15 т. ВТ-22 оснащался четырьмя ТВД НК-12МВ максимальной мощностью по 15000 л.с.

В начале 60-х гг. Министерство обороны СССР поставило перед авиапромышленностью задачу создать комплекс воздушной транспортировки межконтинентальных баллистических ракет — основы наступательного ядерного потенциала Советского Союза. Согласно замыслу, «спецгрузы»  должны были доставляться самолетом на ближайший к месту старта аэродром, а далее — вертолетом непосредственно к шахтной пусковой установке. Так как параметры ВТ-22 во многом соответствовали поставленной задаче, разработку такого самолета поручили ОКБ Антонова. При этом армия хотела получить полноценный стратегический ВТС, способный транспортировать не только ракеты, но и всю военную и инженерную технику, перевозимую по железной дороге. Гражданскому сектору также требовался самолет для доставки крупногабаритных грузов, в том числе в осваиваемые регионы Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, куда перевезти их другим путем без разборки было невозможно.

Работы по самолёту (в то время «изделие 100») начались в 1960 году, возглавил их заместитель главного конструктора А. Я. Белолипецкий. Грузовая кабина проектировалась с учётом всей имеющейся в стране военной и гражданской техники массой до 50 т.

В августе 1961 года состоялось заседание макетной комиссии по «изделию 100». В 1963 году началось изготовление первого прототипа, который был готов к лету 1964 года. 18 августа 1964 года состоялась передача первой машины на лётные испытания. С этого момента новый самолёт получил обозначение Ан-22 Антей. В связи с тем, что новые винты ещё не были достаточно испытаны, первый самолёт оснастили винтами АВ-60.

Первый полёт самолет совершил 27 февраля 1965 года с аэродрома Киевского авиазавода. Первая публичная демонстрация самолёта состоялась 15 июня 1965 года на авиасалоне в Ле Бурже.

Серийное производство Ан-22 было организовано на Ташкентском авиазаводе. Первые Антеи стали поступать в ВВС в январе 1969 года. Производство самолёта продолжалось до января 1976 года. Было выпущено 66 самолетов, из них 22 — в варианте Ан-22А. Производство было прекращено в пользу расширения производства новейшего в то время турбореактивного военно-транспортного самолёта Ил-76, которое развернулось на Ташкентском авиазаводе в начале 70-х годов. Турбовинтовые двигатели стали считаться устаревшими и более сложными в обслуживании и ремонте.

По состоянию на 2010 год эксплуатировалось семь самолётов Ан-22 (шесть в России и один на Украине), и ещё 18 находилось на хранении.

 

Конструкция Ан-22


Ан-22 — четырёхмоторный турбовинтовой высокоплан с двухкилевым оперением и хвостовым грузовым люком.

Носовой отсек герметичный, в нём расположена двухпалубная кабина экипажа. На нижней палубе в носовой части расположена кабина штурмана, а за ней два кубрика пассажирской кабины. На верхней палубе в носовой части расположена кабина остальных членов экипажа, а за ней третий кубрик пассажирской кабины.

Средний отсек герметичный, в нём находится грузовая кабина. Грузовой пол с рифлёным настилом, выполненным из титанового сплава. Наклонная трап-рампа, устанавливаемая на различных уровнях, позволяет осуществлять погрузку техники как с земли, так и с платформы или кузова автомобиля.

Хвостовой отсек герметичный. Он включает часть грузовой кабины и грузовой люк, закрывающийся рампой с задней створкой.

Четвёртый, негерметичный, отсек образует хвостовую законцовку фюзеляжа.

Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа. По всему размаху задней кромки отъёмной части располагается элерон с серворулями и сервокомпенсаторами. Весь размах задней кромки средней части занимает двухщелевой закрылок с дефлектором. Крыло состоит из трёх лонжеронов, в центроплане и средних частях, и двух — в отъёмных частях, набора нервюр, верхних и нижних прессованных панелей. Средние части несут на себе двигатели.

Видео Ан-22 : Видео взлета самолета

 

Хвостовое оперение — свободнонесущее, состоит из стабилизатора с рулём высоты и двух килей с рулями направления.

Шасси самолёта — трёхопорное: две главных опоры и одна носовая. Каждая главная опора состоит из трёх двухколёсных стоек, стоящих друг за другом. Носовая опора имеет амортизационную стойку, два тормозных колеса с рычажной подвеской, рулевой механизм и гидроцилиндры уборки и выпуска шасси.

Силовая установка состоит из четырёх турбовинтовых двигателей НК-12МА с воздушными винтами АВ-90. Двигатели размещены так, что 45 % площади крыла интенсивно обдувается винтами, за счёт чего несущие свойства крыла увеличились почти на 30 %. Топливо размещается в 20 мягких баках. Вместимость топливных баков — 127 619 л.

Ан-22 оснащён соосными четырёхлопастными сдвоенными воздушными винтами АВ-90). Передний винт вращается вправо, а задний — влево.

Модификации

  • Ан-22 – базовый вариант самолета
  • Ан-22А — Доработанный. Отличался воздушными стартерами. Изготовлено 28 самолётов.
  • Ан-22ПЗ — Самолёт для перевозки крупногабаритных деталей Ан-124 и Ан-225 на внешней подвеске. В 1980—1983 годах переоборудовано 3 самолёта.

Так же существовало около 8 других модификаций, которые в металле реализованы не были.

Катастрофы и аварии

В процессе эксплуатации Ан-22 «Антей» в катастрофах и авариях потеряно 9 машин.

Интересные факты

Гигантский военно-транспортный самолёт Ан-22 получил название «Антей» в честь непобедимого великана из греческой мифологии — Антея. Антей был сыном богини земли Геи и мог бесконечно получать новые силы от соприкосновения с землёй и поэтому никогда не уставал. Однако название «Антей» для самолёта не очень удачное, так как когда Геракл боролся с великаном Антеем и отрывал его от земли, поднимая высоко в воздух, силы Антея быстро иссякли. Благодаря этому Геракл смог его убить. Ситуация была тем более пикантной, что по-английски Геракл — Hercules, имя собственное, данное американскому военно-транспортному самолёту Lockheed C-130. Академик И. Н. Фридляндер, принимавший участие в создании самолёта, в своих воспоминаниях попытался оправдать промашку со столь странным названием для самолёта тем, что самолёт приобретал энергию от земли, наполняя свои баки горючим.

Схема Ан-22



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Ан-22

Тип тяжелый военно-транспортный самолет
Силовая установка 4 турбовинтовых двигателя НК-12МА по 15 265 л.с. каждый
Максимальная груз 60 тонн
Практический потолок 9 000 м
Дальность полета 5 225 км
Максимальная взлетная масса 225 т
Крейсерская скорость 560 км/ч
Размах крыла 64,40 м
Площадь крыла 345 кв. м
Длина 57,31 м
Высота 12,53 м