FC-1 (JF-17)

Chengdu FC-1 ( JF-17 )


Галерея FC-1

Разработчик  Chengdu (CAC)
Первый полет  2003
Единиц произведено  Более 60 (2014)

 

Chengdu FC-1 Xiaolong— многоцелевой истребитель, разработанный китайской корпорацией Chengdu совместно с пакистанским концерном PAC в конце 1990-х – начале 2000-х. В Пакистане выпускается под наименованием JF-17 Thunder.

 

История JF-17


К середине 1980-хх истребитель F-7 – китайская версия советского МиГ-21 прочно держала свои позиции на мировом рынке: дешевый и надежный легкий истребитель был вполне популярен среди стран, которые не могли позволить себе дорогие американские, европейские или советские истребители. Однако, к тому времени уже стало очевидно, что при всех модернизациях машина морально устарела. Китай должен был создать новый истребитель аналогичного класса как для экспорта, так и для собственных военных.

Этот период характеризовался улучшением отношений КНР с США, что было весьма на руку китайским авиастроителям. Концерн Chengdu в 1988 году заключил договор с американской Grumman на помощь в разработке нового истребител Super-7. Super-7 должен был быть значительно переработанным J-7 с боковыми воздухозаборниками, новым крылом, новым фонарем и множеством других изменений. По характеристикам, Super-7 должен был быть аналогичен американскому F-16 ранних модификаций.

Уже тогда к программе подключился Пакистан, который остро нуждался в новых истребителях и рассматривался, как главный импортер.

Когда часть работ по проекту уже была выполнена американо-китайские отношения снова ухудшились (после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году) и совместные военные программы были свернуты.

Однако работы над легким истребителем не были прекращены. В 1991 году в ОКБ фирмы САС в Чэнду началось проектирование самолета FC-1. По сути, FC-1 был тем же Super-7. На этот раз основным партнером китайцев стало российское ОКБ Микояна. «Микояновцы» поделились своими наработками по легкому фронтовому истребителю создававшемуся в 1980-х годах для занятия ниши легких однодвигательных истребителей и закрытому в конце 1980-хх.

В 1996 году начались статиспытания двух планеров FC-1, а через год первый прототип нового истребителя вышел на рулежные испытания. Однако в дальнейшем возник ряд технических трудностей, приведших к снижению темпов реализации программы.

Кроме основного одноместного боевого варианта в дальнейшем предполагается создание и двухместного учебно-боевого самолета.

Вариант самолета для ВВС Пакистана получил обозначение JF-17 Thunder.

 

Конструкция JF-17


FC-1 выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом, цельноповоротным горизонтальным оперением и однокилевым вертикальным оперением. Планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов.

Крыло имеет развитые наплывы, простирающиеся до хвостовой части фюзеляжа. В передней корневой части наплывов имеются вихреобразующие запилы. На задней поверхности крыла размещены флапероны, на передней кромке вдоль всего размаха расположен отклоняемый носок, использующийся для повышения маневренности в ближнем воздушном бою.

Фюзеляж типа полумонокок. Фонарь кабины — двухсекционный. В основании киля расположен контейнер с тормозным парашютом. Имеется два небольших подфюзеляжных гребня.

Все опоры шасси — одноколесные. Основные опоры убираются в фюзеляж в ниши по бокам каналов воздухозаборника. Носовое колесо — управляемое, убирается в фюзеляж по направлению полета.

В кабине летчика установлено катапультное кресло китайского или английского производства (Martin-Baker Мк.10 для ВВС Пакистана). Обеспечивается катапультирование при нулевых скорости и высоте.

В хвостовой части фюзеляжа установлен ТРДДФ Климов РД-93 — модернизированный вариант двигателя РД-33 с измененной коробкой приводов. На экспортных вариантах истребителя возможна установка ТРДДФ GE F404/RM12 или Turbo Union RB199.

Воздухозаборники — боковые нерегулируемые. Под крылом и фюзеляжем возможна подвеска трех подвесных топливных баков.

Вооружение

Вооружение включает двухствольную пушку 23-2 (23 мм) — копию российской пушки ГШ-23Л. На семи узлах внешней подвесках предполагается разместить до шести ракет класса «воздух-воздух» малой дальности PL-7 или ракеты средней дальности PL-10. Экспортные варианты могут нести ракеты Magic или AIM-9P Sidewinder.

Самолет может брать на борт перспективные ракеты класса «воздух-поверхность», неуправляемые ракеты и авиабомбы. Могут быть подвешены дополнительные баки.

Видео JF-17 : Видео демонстрационных полетов JF-17 на авиашоу Ле Бурже

 

Эксплуатация JF-17


FC-1 в версии JF-17 находится на вооружении ВВС Пакистана:

Пакистан54 JF-17 с заказом еще на 96 самолетов. На первом этапе ВВС Пакистана получили 8 JF-17, произведенных в КНР. В 2009 году PAC и CAC заключили контракт о начале совместного серийного производства 42 истребителей JF-17 Block 1. К августу 2011 года в Пакистане было произведено 26 JF-17. В 2011 году был согласован выпуск еще 50 JF-17 версии Block-2.

Планируется организация экспорта FC-1 и JF-17. Интерес к машинам проявляют Алжир, Аргентина, Бангладеш, Мьянма, Египет, Иран, Леван, Малайзия, Морокко, Нигерия и Шри-Ланка. Потенциально, FC-1 благодаря дешевизне и параметрам могут заменить устаревшие легкие истребители такие, как МиГ-21, J-7, Northrop F-5 и Dassault Mirage.

Схема FC-1 ( JF-17 )



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ FC-1 ( JF-17 )
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка два ТРДДФ РД-93 тягой 5,55 тс (9,14 тс на форсаже) каждый
Максимальная боевая нагрузка 3,8 тонн
Практический потолок 16 500 м
Дальность полета 3 000 км
Максимальная взлетная масса 12,7 т
Максимальная скорость 1700 км/ч
Размах крыла 9 м
Площадь крыла 35,3 кв. м
Длина 13,95 м
Высота 5,1 м

НОВОСТИ