Hawker Hawk



Hawker Hawk ( BAE Hawk )


Галерея Hawk

Разработчик  Hawker Siddeley
Первый полет  1974
Единиц произведено  Более 1000
Стоимость единицы  $29-33 млн. (2012)

 

BAE Hawk – легкий дозвуковой учебно-боевой самолет, разработанный компанией Hawker Siddeley в начале 1970-хх. Производится концерном BAE Systems.

 

История BAE Hawk


К середине 1960-хх по причине стремительного развития боевой авиации парк учебных самолетов ВВС Великобритании стал морально устаревать.

У военных в то время было два самолета: Hawker Hunter T.7 и Folland Gnat T.1. Это были не плохие самолеты, но оба изначально создавались как чисто боевые и не всегда подходили для обучения, а их эксплуатация была весьма дорога. К тому же, эти самолеты уже не давали летчикам опыта, необходимого для пилотирования новейших боевых самолетов.

В 1964 году штаб королевских ВВС представил требования к новому тренировочному самолету, призванному заменить обе машины и стать главной «летающей партой» для британских авиаторов.

Изначально предполагалось, что британцы в разработке нового самолета скооперируются с французами, испытывавшими в то время аналогичную проблему. По результатам переговоров стал англо-французский проект SEPECAT (фр. Société Européenne de Production de l’Avion d’École de Combat et d’Appui Tactique) — Европейская компания по производству самолёта учебно-боевого и тактической поддержки. В итоге был создан самолет SEPECAT Jaguar – вполне удачный итребитель-бомбардировщик. Только с ним была проблема – крупный, сложный и тяжелый самолет для учебных целей совсем не годился.

Hawker Siddeley приступила к разработке новой машины только к 1968 году. Окончательно требования к перспективному самолету были утверждены в 1970 году, причем уже предусматривалось, что он будет использоваться не только для подготовки летчиков, но и в качестве легкого штурмовика.

В 1971 года британские ВВС выбрали проект Hawker Siddeley как наиболее соответствующий этим требованиям, а в 1972 году был выдан первый контракт на поставку 175 самолетов. Прототипы или предсерийные машины не строились, а первый серийный самолет, Hawker Siddeley Hawk T.Mk 1, поднялся в воздух 21 августа 1974 года.

 

Конструкция BAE Hawk


Hawker Hawk представляет собой двухместный моноплан с низкорасположенным крылом небольшой стреловидности, с однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором и трехстоечным шасси с передней стойкой.

В качестве силовой установки был выбран один турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 151-01. Кабина была расположена в передней части фюзеляжа и оснащалется катапультными креслами модели Martin-Baker Mk 10В. Расположение членов экипажа — по схеме тандем: впереди — курсант, за ним, несколько выше, — инструктор. Максимальная эксплуатационная перегрузка -4/+9 g.

Крыло самолета оснащено двухщелевыми закрылками, обеспечившими хорошую управляемость на малых скоростях полета, а в интегральном крыльевом топливном баке размещалется 836 л топлива. В варианте учебно-боевого самолета Hawk имеет один подфюзеляжный и два подкрыльевых узла подвески, а в варианте легкого штурмовика — пять внешних узлов подвески (подфюзеляжный и четыре подкрыльевых). В центральной части фюзеляжа располагается второй топливный бак емкостью 823 л, а по бокам находятся два воздухозаборника двигателя.

Видео самолета Hawk : Видео демонстрационного полета самолета Hawker Hawk. Мальта 2012 год

 

Эксплуатация и модификации

Hawk T.Mk 1 начал поступать на вооружение британских ВВС в апреле 1976 года. Переход на учебно-боевой самолет Hawk позволил сэкономить 10 ч в курсе усовершенствованной летной подготовки, поскольку на новой машине можно было также обучать летчиков и применению авиационного вооружения, что раньше возлагалось на самолеты Hawker Hunter. Поставки по первому контракту были завершены в конце 1976 года (176 самолетов). В апреле 1977 года компания «Hawker Siddeley» вошла в состав «British Aerospace» (ВАе), которая после слияния с компанией «Marconi Electronic Systems» в ноябре 1999 года стала именоваться «ВАе Systems».

В январе 1983 года Министерство обороны Великобритании заключило контракт на модернизацию 89 самолетов Hawk T.Mk 1 по стандарту Hawk T.Mk 1А, в результате чего самолет получил возможность нести на подкрыльевых узлах подвески две УР класса «воздух-воздух» AIM-9L Sidewinder и один пушечный контейнер с 30-мм пушкой на центральном, подфюзеляжном, узле подвески.

Для поставки на экспорт была разработана базовая модификация Hawk Mk 50, первым заказчиком стала Финляндия, получившая с декабря 1977 года 50 самолетов Hawk Mk 51. В декабре 1990 года Финляндия разместила заказ еще на семь самолетов в варианте Hawk Mk 51А. В течение 1978 года Кения и Индонезия приобрели соответственно 12 самолетов Hawk Mk 52 и 20 Hawk Mk 53.

Следующей экспортной модификацией стал Hawk Mk 60, оснащенный более мощным двигателем Adour Mk 861 тягой 25,35 кН и отличавшийся аэродинамическими гребнями на верхней поверхности крыла и четырехпозиционными закрылками, что обеспечило лучшие взлетно-посадочные характеристики.

С июля 1982 года самолеты данной серии были проданы Зимбабве, ОАЭ, Кувейту, Саудовской Аравии, Швейцарии, а также Южной Корее.

BAE Systems Hawk является одним из самых массовых учебных реактивных самолетов в мире. Не смотря давний срок создания, самолеты активно модернизировались. До сих пор, сотни учебно-боевых самолетов Hawk действуют в составе многих стран.

Схема BAE Hawk



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ BAE Hawk
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка один ТРДФ Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.151-01/02 тягой 3,25 тс.
Максимальная боевая нагрузка 3,085 тонн
Практический потолок 13 565 м
Дальность полета 2 520 км
Максимальная взлетная масса 9,1 т
Максимальная скорость 1028 км/ч
Размах крыла 9,94 м
Площадь крыла 16,7 кв. м
Длина 12,43 м
Высота 3,98 м