Shenyang J-11
Галерея J-11 |
||
Разработчик | Shenyang | |
Первый полет | 1998 | |
Единиц произведено | Более 250 (2014) |
Shenyang J-11 — многоцелевой истребитель, разработанный китайской корпорацией SAC (Shenyang Aircraft Corporation) в 2000-х годах. Базовый J-11 являлся лицензионным вариантом советского истребителя Су-27. На 2015 год является наиболее совершенным серийным китайским истребителем.
История J-11
В 1992 году Китай стал первой страной за пределами бывшего Советского Союза, принявшей на вооружение истребители Су-27. В 1996 году компания „Сухой“ и SAC заключили контракт о совместном производстве 200 Су-27СК в Китае под обозначением J-11 на сумму 2.5 млрд долл. США. По условиям контракта, сборка J-11 осуществлялась на заводе SAC из российских комплектующих. По контракту предполагалось постепенное увеличение локализации и передача части технологий Китаю.
Первый J-11 был собран в декабре 1998 года, однако серийное производство не начиналось до 2000 года по техническим причинам. До 2003 года в Китай было поставлено 95 комплектов самолетов, а от остальных 105 китайская сторона отказалась, в связи с тем, что базовый вариант J-11 (Су-27СК) перестал удовлетворять требованиями ВВС Китая.
В числе причин отказа от дальнейшего производства назывались:
- отсутствие в контракте договоренности о передаче критических технологий китайской стороне, и, как следствие, зависимость от поставок комплектующих из России;
- несовместимость системы управления вооружения с китайскими управляемыми ракетами и необходимость в связи с этим закупать российские ракеты Р-27 и Р-73;
- преимущественное предназначение Су-27СК для завоевания превосходства в воздухе и невозможность применения управляемого оружия класса «воздух-земля».
«Компания „Сухой“» предлагала Китаю модернизированный вариант Су-27СКМ с возможностью поражения наземных целей, однако ВВС Китая отказались от него в пользу J-11B уже полностью выпускаемых Китаем.
Конструкция J-11
J-11 является констуктивной копией самолета Су-27 — выполнен по интегральной аэродинамической схеме: его крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Для улучшения аэродинамических характеристик самолёта он оснащен корневыми наплывами большой стреловидности. Также на крыле расположены флапероны. Горизонтальное оперение состоит из цельноповоротного стабилизатора. Вертикальное оперение двухкилевое.
Базовый J-11 оснащается парой широко разнесенных турбореактивных двухконтурных двигателей АЛ-31, российского производства. В дальнейшем планируется их замена на китайские двигатели WS-10, что сделает J-11 уже полностью китайским.
Модификации
J-11B – модернизированная, многоцелевая версия, способная нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» и содержащую большее количество китайских комплектующих.
Самолет использует планер J-11, но отличается следующими особенностями:
- китайская многоцелевая РЛС управления оружием, способная отслеживать 6—8 целей и наводить ракеты на 4 из них одновременно;
- китайская цифровая система управления полетом;
- китайская копия российской оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-27;
- инерциальная навигационная система;
- индикатор на лобовом стекле кабины и четыре жидкокристаллических многофункциональных дисплея
Самолет может нести китайские управляемые ракеты «воздух-воздух» малой дальности PL-8 и средней дальности PL-12, а также, как ожидается, управляемые ракеты «воздух-земля» YJ-91 и KD-88, управляемые авиационные бомбы LT-2 и LS-6.
Так же J-11B оснащается китайскими двигателями WS-10. Самолет собирается из китайских комплектующих на 90%.
J-11BS – двухместная тандемная модификация J-11B, изначально разрабатываемая в качестве учебно-боевого самолета (аналог Су-27УБ). О разработке было объявлено в 2007 году. К 2012 году в общей сложности было изготовлено около 110 самолетов J-11B и J-11BS.
J-11BH – модификация J-11B для ВМФ НОАК.
J-15 – палубный истребитель, разработанный на базе планера Т-10К-3 (советского Су-33), закупленного у Украины в 2001 году. Оборудование и вооружения аналогичны модели J-11B.
J-16 – ударный вариант, созданный на базе J-11BS с увеличенной дальностью и модернизированной авионикой. Концептуально аналогичен истребителям-бомбардировщикам Су-30 и F-15E. Предположительно, создавался на базе решений российского Су-30МКК, поставляемого в Китай в 2000 году. Впервые был предствлен в 2012 году.
J-11D — модель получила новую бортовую радиоэлектронику с более современного истребителя J-16 (ударной версии двухместного J-11BS). Самолет оснащен радаром с активной фазированной антенной решеткой, новой системой управления, а также новой системой дозаправки в воздухе. В конструкции планера широко применены композитные материалы. Машина будет вооружаться ракетами «воздух-воздух» типа PL-10 и PL-15. Проходит летные испытания (2015 год).
Видео Shenyang J-11 : Демонстрационный ролик полетов истребителей
Эксплуатация J-11
На 2015 год истребители J-11 находятся на вооружении НОАК и не экспортировались.
На вооружении:
ВВС НОАК: 95 J-11, более 110 J-11B и J-11BS (2014)
МВФ НОАК: 48 J-11B и J-11BS (2014)
Применение
В марте 2011 года в рамках совместных Китайско-Пакистанских военных учений Shaheen-1, предположительно, участвовали истребители J-11B ВВС НОАК. Официальных данных о применяемой техники представлено не было, но, в течение 4-х недельных учений в интернет «утекали» фотографии этих самолетов, сделанные, вероятно, пакистанскими летчиками.
Так же J-11B, как и базовые машины и Су-30МКК ВВС НОАК активно применяются для патрулирования так называемой китайской идентификационной зоны ПВО.КНР
Тип | многоцелевой истребитель |
Силовая установка | два ТРДДФ АЛ-31Ф1 тягой 7,48 тс каждый |
Максимальная боевая нагрузка | 8 тонн |
Практический потолок | 17 300 м |
Дальность полета | 3 530 км |
Максимальная взлетная масса | 34,5 т |
Максимальная скорость | 2120 км/ч |
Размах крыла | 14,7 м |
Площадь крыла | 62 кв. м |
Длина | 21,9 м |
Высота | 6,4 м |