Xian JH-7



Xian JH-7


Галерея JH-7

Разработчик  Xian
Первый полет  1988
Единиц произведено  Около 240 (2014)

 

Xian JH-7 – многоцелевой реактивнй истребитель-бомбардировщик, разработанный китайским концерном Xian в конце 1980-хх. Экспортируется под наименованием FBC-1 Flying Leopard.

 

История JH-7


Начало проектирования в 1973 г. нового бомбардировщика Н-7 для авиации армии и флота КНР совпало с выходом на финальную стадию югославо-румынской программы истребителя-бомбардировщика, имевшую в качестве образца для подражания англо-французский Ягуар. И Югославию, и Румынию, и Китай в те годы роднила общая неприязнь к СССР, поэтому взаимный обмен военными технологиями был весьма интенсивным. Европейцы также в меру сил поощряли «слабые звенья железного занавеса». Для югославо-румынской программы SOKO/Opao Великобритания продала двигатели Rolls-Royce Viper Мк.632 и 633 и лицензию на их производство, катапультные кресла, элементы БРЭО и прочее.

Однако НОАК нуждалась в замене устаревшего фронтового бомбардировщика Н-5 (китайская копия советского Ил-28) с радиусом действия более 1000 км, поэтому радиуса 300-500 км румынского SOKO IAR-93 (он же югославский J-22 Орао) было явно недостаточно.

Тем не менее, китайцы взяли основные решения югославо-румынской конструкции и перевоплотили их в облике двухдвигательной машины. Экипаж — летчика и оператора системы вооружения — расположили друг за другом. Крыло было принято высоко расположенным стреловидным с изломом передней кромки, аэродинамическим клыком и гребнем.

Китаю удалось закупить в той же Великобритании турбовентиляторные двигатели Rolls-Royce Spey Мк.202/203 от палубной версии истребителя F-4K Phantom.

Разработкой занимался институт в городе Сиан – будущий концерн Xian.

В 1977 г. строительство нового бомбардировщика Н-7 было официально одобрено Государственным советом и Центральной военной комиссией КНР. Для первой партии самолетов импортировали 50 двигателей, которых было достаточно для постройки первых 25 машин. Но первый прототип собрали только в 1987 г. Первый его полет состоялся 14 декабря 1988 г. Всего было построено шесть опытных образцов Н-7, один из которых позднее был потерян в катастрофе.

Однако армия и флот окончательно разошлись во взглядах на боевое применение бомбардировщика. Флоту был нужен носитель, оптимизированный для противокорабельных ракет, тогда как армия требовала многоцелевой всепогодный ударный самолет, способный прорывать ПВО на большой скорости и малой высоте. Ввиду невозможности выполнить требования армии, проект Н-7 в 1988 г. был заморожен, а для флота были построены и в 1992 г. переданы на вооружение 18 самолетов, именуемых теперь JH-7 (JianHong — истребитель-бомбардировщик).

Видео Xian JH-7 : Демонстрационное видео истребителей

 

Для экспортной версии самолета было утверждено название FBC-1 Flying Leopard (Летающий леопард), а в китайские ВВС в конце 2004 г. самолет официально поступил на вооружение под обозначением JH-7A.

Вплоть до 2003 г. Китай не мог освоить производство копии двигателя Spey 202. Для продолжения серийного производства JH-7 и замены двигателей, выработавших свой ресурс, в 2001 г. было дополнительно закуплено еще 90 двигателей из наличия ВВС Великобритании, снятых с английских F-4K. Только для JH-7A, наконец, была готова лицензионная копия — китайский двигатель WS-9.

Программа JH-7 развивалась в глубокой тайне. Впервые самолет увидели в репортажах китайского государственного телевидения с серии учений НОАК в 1995-1996 гг. во время так называемого «Кризиса у Тайваньского пролива». Официальный же публичный дебют самолета произошел на авиасалоне в Чжухае в 1998 г.

В конце 2004 г. самолеты JH-7A получили, наконец, и ВВС НОАК.

 

Конструкция JH-7


JH-7 выполнен по нормальной аэродинамическая схеме с высокорасположенным стреловидным крылом. Экипаж, состоящий из двух человек, размещен в кабине тандемом – один за другим.

Модификации

  • JH-7 — базовая модификация.
  • JH-7 Block 2 — установлена новая РЛС.
  • JH-7A — модернизированная версия. Установелены новая БРЛС JL-10A, контейнер с системой навигации и целенаведия и АКР-8, российский контейнер радиотехнической разведки. Количество точек подвески увеличено до 11. Номенклатура вооружения расширилась за счёт установки новой авионики.
  • FBC-1 Flying Leopard — экспортная версия JH-7.
  • FBC-1A Flying Leopard II — экспортная версия JH-7A.

 

Эксплуатация JH-7


Не смотря на модернизацию, истребитель-бомбардировщик JH-7A серьезно уступает современным многоцелевым ударным тактическим самолетам типа Су-30МКК и F-15E. По некоторым данным, роль самолетов первой линии в китайских ВВС перешла к Су-30МКК, потеснивших на задний план семейство JH-7. Очевидны также усилия Китая по продвижению этих машин на экспорт под наименованием FBC-1, однако каких-либо конкретных успехов в этой области пока, судя по всему, не достигнуто.

Самолеты находятся на вооружении ВВС и Флота КНР:

  • ВВС КНР — 70 JH-7A, по состоянию на 2012 год
  • ВМС КНР — 52 JH-7A и некоторое количество JH-7, по состоянию на 2012 год

Схема JH-7



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Xian JH-7
Тип многоцелевой истребитель-бомбардировщик
Силовая установка два ТРДДФ Xi’an WS9 Qinling тягой 10,25 тс каждый (на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка 8 тонн
Практический потолок 16 000 м
Дальность полета 3 650 км
Максимальная взлетная масса 30 т
Максимальная скорость 1800 км/ч
Размах крыла 12,71 м
Площадь крыла 52,3 кв. м
Длина 21,03 м
Высота 6,58 м