Ми-6
Галерея Ми-6 |
||
Разработчик | ОКБ Миля | |
Первый полет | 1957 | |
Единиц произведено | 926 единиц (1959 – 1980) |
Ми-6 (классификация НАТО: Hook) – советский тяжелый многоцелевой вертолет, разработанный ОКБ Миля в конце 1950-хх годов.
История Ми-6
К началу 1950-хх годов гонка вооружений и нарастающее напряжение между СССР и США по всему миру привело обе страны к понимаю, что в случае конфликта обеим придется быстро перемещать большое количество военной силы и ресурсов. Было очевидно, что все имеющиеся на тот момент вертолеты не имели необходимой грузоподъемности. К тому же, в СССР появились первые мобильные тактические ракетные комплексы (комплексы 2К6«Луна», которые имели бы значительное преимущество, будь у них возможность перевозиться вертолетами.
В 1952 году в ОКБ Миля начались исследования по созданию тяжелого вертолета, способного выполнять подобные операции. В 1954 году ОКБ получило Постановление Совета Министров о разработке такой машины. По заданию, она должна была перевозить от 6 до 8 тонн груза.
ОКБ Миля начало разработку вертолёта одновременно в транспортном, десантном и санитарном вариантах. Впервые в СССР на вертолёте предусматривалась перевозка грузов на внешней подвеске.
5 июня 1957 года первый прототип Ми-6 взлетел. Сертификационные испытания вертолет проходил в период 1959-1963 годы.
Серийный выпуск был развернут одновременно на двух предприятиях: Московском заводе № 23 и Ростовском вертолетном заводе.
В 1959 году на Ростовском вертолетном заводе были выпущены первые 4 серийные Ми-6. Выпуск в Ростове продолжался до 1980 года, когда на его смену пришёл более совершенный Ми-26. С 1959 по 1980 год на предприятии было выпущено 874 вертолета. Московский завод вскоре перешел на выпуск ракетной техники и его конвейер покинуло лишь 50 единиц.
В 1964—1978 годах поставлялся на экспорт.
Конструкция Ми-6
Ми-6 — первый в мире серийно выпускавшийся вертолет, оснащенный двумя турбовальными двигателями со свободной турбиной. Его компоновка была оптимальной и стала классической для многих машин аналогичного типа.
Вертолет составлен по одновинтовой схеме с крылом и рулевым винтом. В носовой части размещена кабина пилота. Грузопассажирская кабина располагается под топливным и двигательным отсеками. Благодаря усиленному полу со швартовочными узлами появилась возможность транспортировать тяжелые грузы, в том числе военную технику. Внешняя подвеска может демонтироваться, это служит для перевозки крупногабаритных грузов весом до 8 т.
Вспомогательная гидравлическая система обеспечивает управление створками, стеклоочистителями и трапами. Лопасти ходового винта изготовлены из цельной металлической трубы. Во избежание обледенения лопасти рулевого винта оснащены спиртовой противообледенительной системой, а лопасти несущего винта – электротепловой. На Ми-6 установлено неубирающееся трехопорное шасси, колеса спереди сдвоенные и самоориентирующиеся.
Особенность вертолета – короткое крыло, позволяло снизить нагрузку на винт в скоростном горизонтальном полете. В случае необходимости, для повышения грузоподъемности крыло можно было демонтировать.
Видео Ми-6: Фильм телеканала Звезда. Сделано в СССР.
Модификации
- Ми-6ПЖ – пожарная модификация вертолета
- Ми-10 — глубокая модификация для перевозки габаритных грузов не внешней подвеске – летающий кран
- Ми-22 – воздушный командный пункт
Эксплуатация Ми-6
Всего, в период с 1959 по 1980 годы было выпущено 926 вертолетов Ми-6.
Вертолет активно применялся во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На многих записях его часто путают с так же применявшимся там Ми-26 из-за похожей конструкции и размеров.
Всего, Ми-6 эксплуатируется или эксплуатировался в 20 странах. В России действует около 10 единиц, но, к 2015 году они уже полностью заменены новыми и более совершенными вертолетами Ми-26.
Мировые рекорды
На момент своего появления Ми-6 был революционным вертолетом, ставшим основой для многих машин, созданных позже. Сразу после первого же полета, вертолет стал ставить мировые рекорды, среди которых: рекорд подъема груза (20 тонн на высоту 2000 метров), рекорд скорости (340 км/ч). Это был самый тяжелый и самый быстрый вертолет в мире, побивший 16 мировых рекордов.
Схема вертолета Ми-6
Тип | тяжелый транспортный вертолет |
Силовая установка | два двигателя Д-25В по 5570 л.с. каждый |
Полезная нагрузка | 61 солдат, 6 тонн в кабине или 8 тонн на подвеске |
Практический потолок | 4 500 м |
Дальность полета | 500 км |
Максимальная взлетная масса | 41,7 тонн |
Крейсерская скорость | 200 км/ч |
Диаметр главного винта | 35 м |
Длина | 33,18 м |
Высота | 9,86 м |