Ми-10



Ми-10


Галерея Ми-10

Разработчик  ОКБ Миля
Первый полет  1960
Единиц произведено  44

 

Ми-10 (классификация НАТО: Harke) – советский тяжелый транспортный вертолет – летающий кран, разработанный ОКБ Миля на базе Ми-6 в конце 1950-хх годов.

 

История Ми-10


В 1957 году впервые взлетел прототип новейшего тяжелого транспортного вертолета Ми-6. Год спустя, в 1958 было принято решение создать на его базе «летающий кран» — специализированную машину, в которой возможность Ми-6 перевозить грузы на внешней подвеске была бы возведена в абсолют.

Техническое задание предусматривало грузоподъёмность 12 т при дальности 250 км и максимальную (при перевозке на короткие расстояния) — 15 т. Предусматривалась перевозка на внешней подвеске габаритных грузов гражданского и военного назначения, в том числе, крупных моделей ракет.

Всего было предусмотрено две схемы транспортировки грузов вне фюзеляжа:

  • стандартный груз, жёстко удерживаемый гидрозахватами (контейнеры с ракетами)
  • груз, установленный на грузовой платформе, монтируемой между стойками шасси.

Прототип, известный как В-10, поднялся в небо 15 июня 1960 года и успешно испытывался, но в мае 1961 года сгорел на земле из-за технической неисправности. 23 сентября 1961 года второй опытный В-10 установил рекорд грузоподъёмности — 15 103 кг груза  было поднято на высоту 2 200 м.

Серийный выпуск вертолета под наименованием Ми-10 был начат в 1964 году на Ростовском вертолетном заводе.

Видео Ми-10: взлет вертолета в зимних условиях

 

Конструкция Ми-10


Сохранив силовую установку и схему управления Ми-6, конструкторы заменили фюзеляж вертолёта новым — узким и низким, в который тем не менее вписался отсек длиной 15.95 метров для перевозки грузов или 28 пассажиров. Во время перегонов в него можно было устанавливать дополнительные топливные баки. Для того, чтобы при взлёте все колёса отрывались от земли одновременно, правые стойки шасси были выполнены на 300 мм короче левых, при этом минимальный клиренс равнялся 3.75 м.

Модификации

  • Ми-10 — базовый вариант с «длинными ногами».
  • Ми-10К («Кран») — вариант с «короткими ногами» и дополнительной кабиной пилота под фюзеляжем.
  • Ми-10Р — «рекордный», отличавшийся облегчённой конструкцией и доработанным шасси, на нём было установлено 7 мировых рекордов
  • Ми-10ГР («Гребешок») — пеленгатор (вертолет радиоразведки).
  • Ми-10ПП — постановщик помех (одна станция РЭБ «Шаг» под фюзеляжем, 7 125 кг).
  • Ми-10РВК — с установленной на внешней подвеске пусковой установкой с ракетой С-5В
  • Ми-10УПЛ — носитель универсальной полевой лаборатории.

 

Эксплуатация Ми-10


В последующие годы ВПК отказался от идеи возить ракеты вертолётами, и проект оказался на грани закрытия. Выпуск базового вертолета, начатый в 1964 году, составил всего 24 единицы. Широкого применения эти машины не нашли, так как фиксация груза гидрозахватами требовала оборудования грузов ответными узлами.

Гражданская версия «К» выпускалась с 1975 года и, в частных случаях, эксплуатируется до сих пор (на 2015 год).

Схема вертолета Ми-10



ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТОВ Ми-10

Тип летающий кран
Силовая установка два двигателя Д-25В по 5500 л.с. каждый
Полезная нагрузка до 15 тонн груза
Практический потолок 3000 м
Дальность полета 650 км
Максимальная взлетная масса 43,7 тонн
Крейсерская скорость 180 км/ч
Диаметр главного винта 35 м
Длина 32,86 м
Высота 7,8 м