Ми-12

Ми-12


Галерея Ми-12

Разработчик  ОКБ Миля
Первый полет  1968
Единиц произведено  2 прототипа

 

Ми-12 или В-12 (не был серийным и название Ми-12 неофициальное) (классификация НАТО: Homer) – советский тяжелый транспортный вертолет, разработанный ОКБ Миля в конце 1960-хх годов. Самый тяжелый и грузоподъемный вертолет из когда-либо построенных.

 

История Ми-12


К началу 1950-хх годов гонка вооружений и нарастающее напряжение между СССР и США по всему миру привело обе страны к понимаю, что в случае конфликта обеим придется быстро перемещать большое количество военной силы и ресурсов.

В 1952 году в ОКБ Миля начались исследования по созданию тяжелого вертолета, способного выполнять подобные операции. Исследовались различные концепции тяжелого вертолета, главной из которых стала, в итоге реализованная модель Ми-6.

Тем не менее, не смотря на выдающиеся транспортные характеристики Ми-6, идея перемещать большое количество людей и техники, в том числе, баллистические ракет развивалась. Армия и РВСН могли получить средство быстрого создания позиционных районов в труднодоступных местах, что было весьма перспективно. Но для этого нужен был вертолет грузоподъемностью не менее 30 тонн.

Учитывая опыт создания и эксплуатации вертолета Як-24, в феврале 1958 года было издано постановление Совета Министров СССР о разработке проекта нового тяжелого четырехмоторного вертолета. ОКБ Яковлева предложило вертолет продольной схемы — Як-60, но вскоре ОКБ переориентировалось исключительно на самолеты и проект был закрыт. Разработка нового тяжелого вертолета была поручена ОКБ Миля. Первые изыскания по проекту сверхтяжелого вертолета, получившего заводское обозначение В-12, начались в 1959 году. Проектирование началось в 1963 году.

Для удешевления разработки, а также ускорения постройки и внедрения вертолёта конструкторы решили создавать его путем удвоения винтомоторных групп Ми-6, уже испытанного и находящегося в серийном производстве и широкой эксплуатации.

 

Конструкция Ми-12


Проект воздушного гиганта представлял собой четырёхдвигательный аппарат по двухвинтовой поперечной схеме. По концам каждой ферменной консоли-крыла находилась винтомоторная гондола с двумя газотурбинными двигателями Д-25ВФ мощностью по 6500 л.с. каждый. Крыло обратного сужения имеет небольшое сужение ближе к фюзеляжу. Внутри него проходит трансмиссионный вал, синхронизирующий обороты обоих винтов. Горючее находилось в крыльевых и наружных подвесных топливных баках.

Фюзеляж В-12 был выполнен в виде гигантского полумонокока. Его переднюю часть занимала двухэтажная кабина экипажа. В хвостовой части фюзеляжа имелся силовой трап с боковыми створками, которые при раскрытии образовывали проем для въезда самоходной техники и погрузки различных грузов с помощью мощных электролебедок и тельферов. Центральную часть фюзеляжа занимал гигантский грузовой отсек.

Прототипы

Первый полет вертолёт совершил 10 июля 1968 года. 6 августа 1969 — В-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до сих пор. Второй опытный образец В-12 совершил первый полет 28 мая 1973 года.

Видео о вертолете Ми-12 (на английском)

 

Первый В-12 с регистрационным номером CCCP-21142/H-833 был показан на выставке в Ле Бурже в 1971 году. За создание сверхгрузоподъемного В-12 Американское геликоптерное общество наградило ОКБ М. Миля «Призом И. И. Сикорского», присуждаемого за выдающиеся достижения в вертолётной технике (В-12 по размерам более чем вдвое, а по весу — более чем в четыре раза превосходил самые тяжелые американские вертолеты: CH-53 Сикорского и Boeing Vertol Chinook). Всего было построено два прототипа.

Несмотря на достигнутые результаты по грузоподъёмности, программа была признана неэффективной — к этому времени у военных отпала необходимость в вертолёте такой грузоподъемности, благодаря созданию к тому времени более эффективных и более лёгких стратегических ракет на мобильных пусковых установках, а все потребности народного хозяйства и Вооруженных Сил успешно удовлетворялись вертолетами Ми-6 и Ми-10. Поэтому разработка В-12 была прекращена, и второй опытный вертолёт был передан в музей ВВС в Монино. Первый опытный находится на хранении в подмосковном Томилино на территории Московского вертолётного завода.

Схема вертолета Ми-12



ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТОВ Ми-12

Тип тяжелый транспортный вертолет
Силовая установка четыре двигателя Д-25ВФ по 6589 л.с. каждый
Полезная нагрузка до 25 тонн грузов
Практический потолок 3 500 м
Дальность полета 500 км
Максимальная взлетная масса 105 тонн
Крейсерская скорость 240 км/ч
Диаметр главных винтов 35 м
Длина 37 м
Высота 12,5 м

НОВОСТИ