Ми-14

Ми-14


Галерея Ми-14

Разработчик  ОКБ Миля
Первый полет  1967
Единиц произведено 274 (1973 – 1986)

 

Ми-14 (классификация НАТО: Haze) – советский многоцелевой вертолет-амфибия, разработанный в ОКБ Миля в 1960-хх.

 

История


В середине 1960-хх ВМФ СССР испытывал необходимость в специальном вертолете, способном выполнять широкий спектр операций на воде. По заданию флота, ОКБ Миля приступило к разработке новой машины, хоть и не с ноля – базой для модели стал уже отлично зарекомендовавший себя вертолет Ми-8. Новый вертолет получил наименование Ми-14.

Было разработано три базовые модели Ми-14: «ПЛ» — противолодочный, «ПС» — спасательный, «БТ» — тральщик.

 

Конструкция


Фюзеляж выполнен по типу «амфибия» с двумя надувными поплавками бочкообразной формы по бокам. В процессе работ по теме конструкция Ми-8 претерпела существенные изменения — по сути спроектирован новый вертолёт с более мощными двигателями ТВ3-117 (2200 л.с.), новым главным редуктором и ВСУ. Рулевой винт перенесён на другую сторону. На вертолёте убираемое 4-х стоечное шасси. Топливо размещается в трёх группах баков с возможностью размещения еще одного дополнительного.

Модификации

Оборудование вертолёта претерпевает значительные изменения в зависимости от модификации. На противолодочном Ми-14ПЛ установлены новая РЛС, опускаемая гидроакустическая станция, магнитный обнаружитель и новая, специализированная авионика. Торпеды и глубинные бомбы, которыми вооружён вертолёт, могут быть размещены как на наружной подвеске, так и в грузовом (оружейном) отсеке.

В противолодочном варианте вертолёты работают парой. Один вертолёт выполняет поисковые задачи и загружается гидроакустическими буями, а второй вертолёт является ударным и загружается торпедами.

Ми-14ПС несёт 10 спасательных плотов на 20 мест каждый, спасательную лебедку, способную одновременно поднять трёх человек, оснащен прожекторами. Также этот вертолёт может применяться для транспортировки грузов на внешней подвеске, высадки морских десантов и просто для транспортных перевозок. Для повышения дальности полёта в пассажирской кабине могут устанавливаться два дополнительных топливных бака.

Видео бомбометания из кабины экипажа Ми-14

 

Ми-14БТ предназначен для траления акваторий от мин и обеспечивает буксировку контактных и неконтактных тралов разных типов, шнуроукладчика и буксируемых шнуровых зарядов. Вертолёты буксируют трал парой или одиночно, в зависимости от типа трала.

 

Эксплуатация


Вертолёты Ми-14 — единственные советские/российские полноценные вертолёты-амфибии, которые действительно могут садиться, рулить и взлетать с водной поверхности.

Серийное производство организовано в конце 1973 года на заводе № 387 в Казани. В 1973—1986 годах было изготовлено 273 вертолёта.

Ми-14 был принят на вооружение в 1976 году. До 1991 года на экспорт в Болгарию, Вьетнам, Польшу, Кубу, КНДР, Ливию, Сирию, ГДР, Югославию и Йемен было поставлено около 150 единиц. Некоторое количество было реэкспортировано впоследствии в Эфиопию.

В настоящий момент с вооружения Российского ВМФ сняты, но ограниченно используются в гражданской авиации и МЧС, а также эксплуатируются в Польше, где прошли модернизацию. Ещё 4 используются на Украине и как минимум 1 в Грузии.

Схема вертолета Ми-14



ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТОВ Ми-14

Тип вертолет-амфибия
Силовая установка два двигателя ТВ3-117М по 1950 л.с. каждый
Полезная нагрузка 3 т
Практический потолок 4000 м
Дальность полета 970 км
Максимальная взлетная масса 14,4 т
Крейсерская скорость 215 км/ч
Диаметр главного винта 21,29 м
Длина 18,3 м
Высота 6,93 м

 

НОВОСТИ