Ми-24



Ми-24


Галерея Ми-24

Разработчик  ОКБ Миля
Первый полет  1969
Единиц произведено  около 3500

 

Ми-24 (по классификации НАТО: Hind — Лань) — советский/российский ударный вертолёт разработки ОКБ Миля в 1960-хх.

Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 Cobra) специализированным боевым вертолётом. На 2014 год является вторым по распространённости ударным вертолётом в мире (после AH-64 Apache).

 

История Ми-24


В начале 1960-хх годов ВВС США получили вертолет AH-1 Cobra – первый в мире вертолет чисто боевого типа, предназначенный для огневой поддержки войск и уничтожения бронированной техники. К тому моменту ВВС СССР уже обладали боевыми модификациями вертолетов, но все они были лишь военными вариантами с соответствующими компромиссами.

6 мая 1968 года ЦК КПСС издало Постановление о создании нового специализированного боевого вертолета. Проект «240» был развернут в ОКБ Миля и уже через год было изготовлено 2 прототипа, значительно унифицированных с вертолетами Ми-8 и Ми-14.

Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину – «веранду» с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика.

Заводские испытания начались в сентябре 1969 года. Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. Первые серийные вертолёты Ми-24А, выполненные в таком виде поступили для опытной эксплуатации в войска. Было изготовлено 250 машин.

Ми-24Б получил новую пулемётную установку и ракетный комплекс. Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, рулевой винт с редуктором установлены от Ми-14. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и стал самой массовой серией.

 

Конструкция Ми-24


Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и трёхлопастным рулевым винтами.

Шасси трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка. Экипаж находится в герметизированных кабинах.

Ми-24 имеет значительное бронирование критических зон: кабины, приводы, двигатели и баки. Так же бронировано кресло летчика, и а так же лобовые стекла.

Цен­траль­ная сек­ция фю­зе­ля­жа со­сто­ит из гру­зо­вой ка­би­ны, в которой могут разместиться до восьми десантников.

Силовая установка данной машины представлена двумя двигателями модели ТВЗ, они соединены в одну силовую установку с помощью редуктора. Два двигателя предоставляют мощность в 4,4 тысячи лошадиных сил. Данные модели двигателей позволяют дополнительную установку воздухозаборников, а также устройств, которые экранируют выхлоп.

Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.

Одной из главных особенностей вертолёта является крыло с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов.


Видео учебных стрельб вертолетов Ми-24 ВВС Белоруссии

 

Модификации

Ми-24 — опытные машины. Кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом А-12,7, блоки НАР и 4 ПТУР противотанкового комплекса «Фаланга-М». Рулевой винт располагался справа.

Ми-24А (изделие 245) — серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР. Выпускался в 1971—1973 годах. Построено около 250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесён на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях.

Ми-24Б (изделие 241) — Ми-24А с подвижной пулемётной установкой УСПУ. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения.

Ми-24БМТ (изделие 247) — минный тральщик на базе Ми-24А.

Ми-24У (изделие 244) — учебная модификация.

Ми-24Д (изделие 246) — с новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. Изготовлено более 600 машин.

Ми-24В (изделие 242) — самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24. Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 года. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант

Ми-24П (изделие 243) — Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке НПУ-30. Выпускался в 1981—1989 гг.

Ми-35ПМ — версия Ми-35П с новым несущим и Х-образным рулевым винтом с лопастями из композиционных материалов.

Ми-24ВК-2/ПК-2 — модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24.

Ми-24ВМ — модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28А (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л, усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака». Поставляется в войска России с 2011 года.

Ми-24ВК-1/2/1.2 – экспортный вариант для Индии, Сирии и АРЕ, для АА ВВС РФ — Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2, основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27.

Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И — проект модернизации для вооружённых сил России. Данные проекты модернизации строевых и поставки новых машин выполнены не были.

Ми-24К (изделие 201) — разведчик-корректировщик.

Ми-24Р (изделие 2462) — вертолёт РХБ с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24, с повышенной системой жизнеобеспечения. Пусковые установки на пилонах ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта (по 3 ковша). Построено 160 единиц.

Ми-24РА — вертолёт РХБ-разведки на базе Ми-24Р. Более совершенное оборудование, экипаж сокращён на одного химика-разведчика.

Ми-24М (изделие 247) — противолодочный вариант. Разработка прекращена по личному указанию М. Л. Миля.

Ми-24 Super Hind — глубокая модернизация Ми-24, проведённая южноафриканской фирмой ATE с участием АО «Роствертол». Установлены новые средства связи стандарта НАТО, заменена навигационная аппаратура, система управления вооружением, переработан несущий винт, изменена центровка.

Ми-24ПН — модификация для выполнения боевых задач в ночное время, телевизор/тепловизионная ночная прицельная подсистема наведения. Поставляется в войска России с 2003 года.

Вооружение

  • Встроенное стрелково-пушечное: в зависимости от модификации
  • Число точек подвески: 6 (4)
  • Подвесное стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами
  • Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
  • Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24
  • «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
  • Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.

 

Эксплуатация Ми-24


Ми-24 стал основным боевым вертолетом вооруженных сил СССР и его союзников, в первую очередь, армий стран Варшавского блока. До сих пор сотни этих вертолетов стоят на вооружении в армиях более 40 стран.

Будучи главным боевым вертолетом СССР и вторым по распространенности в мире, Ми-24 участвовал в множестве военных конфликтов, в том числе:

  • Гражданская война в Анголе (1975—2002; Ангола);
  • Кампучийско-вьетнамский конфликт (1975—1989; Вьетнам);
  • Эфиопо-сомалийская война (1977—1978; Куба) — первый случай боевого применения;
  • Чадско-ливийский конфликт (1978—1987; Ливия);
  • Афганская война (1979—1989; СССР, Афганистан);
  • Ирано-иракская война (1980—1988; Ирак)
  • Гражданская война на Шри-Ланке (1983—2009; Шри-Ланка, Индия)
  • Вторая гражданская война в Судане (1983—2002; Судан);
  • Карабахская война (1988—1994; Армения, Азербайджан, СССР)
  • Вооружённый конфликт в Приднестровье (1992; Россия);
  • Гражданская война в Сьерра-Леоне (1991—2002; Сьерра-Леоне);
  • Абхазская война (1992—1993; Грузия)
  • Первая чеченская война (1994—1996; Россия)
  • Война в Хорватии (1992—1995; Хорватия);
  • Эфиопо-эритрейская война (1998—2000; Эфиопия);
  • Вторая чеченская война (с 1999; Россия)
  • Конфликт в Македонии (2001; Македония);
  • Война в Афганистане (с 2001; Польша);
  • Иракская война (2003—2010; Польша);
  • Война в Южной Осетии (2008; Россия, Грузия)
  • Гражданская война в Кот-д’Ивуаре (2011; Украина, в составе миротворческих сил ООН);
  • Гражданская война в Сирии (с 2011; Сирия)
  • Вооружённый конфликт в Ираке (с 2011; Ирак)
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014; Украина)
  • Военная операция России в Сирии

Схема вертолета Ми-24



ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТОВ Ми-24

Тип ударный вертолет
Силовая установка два двигателя ТВ3-117 по 2200 л.с. каждый
Полезная нагрузка 2,4 тонны
Практический потолок 4000 м
Дальность полета 450 км
Максимальная взлетная масса 11,5 тонн
Крейсерская скорость 270 км/ч
Диаметр главного винта 17,3 м
Длина 17,51
Высота 5,47 м