Ми-26



Ми-26


Галерея Ми-26

Разработчик ОКБ Миля
Первый полет 1977
Единиц произведено 316
Стоимость единицы (2011) $25 млн.

 

Ми-26 (классификация НАТО: Halo) — советский тяжелый многоцелевой транспортный вертолёт, разработанный в ОКБ Миля в 1970-хх. Является крупнейшим в мире серийно выпускаемым транспортным вертолётом.

 

История Ми-26


С начала 60-х гг. в СССР класс винтокрылых тяжеловесов блистательно представлял Ми-6, который и сейчас, спустя четыре десятилетия после начала его производства, продолжает служить в некоторых странах. Однако к началу 70-х гг. сложность и масштабы стоявших перед вертолетным парком задач существенно возросли, и существовавшие машины перестали справляться с ними в полном объеме, как военном, так и в гражданском секторе. В результате проведенного анализа была выявлена тенденция увеличения потребности перевозки крупногабаритных грузов массой 15-20 т на дальность 500-800 км. Среди них 80-90% приходилось на долю новых и перспективных образцов вооружений мотострелковых дивизий, причем высотность местности, где предстояло проводить операции, могла достигать 1000-1500 м над уровнем моря. В тот же период после устойчивого роста размеров винтокрылых машин наметился спад. Как в СССР, так и в США были свернуты программы создания сверхтяжелых вертолетов Ми-12 и ХСН-62 еще до выхода на этап серийного производства по причинам скорее экономического и оперативного характера, чем из-за технологических ограничений. В этих условиях Московский вертолетный завод (МВЗ) приступил к разработке следующего поколения тяжелых вертолетов.

Первый полёт совершил 14 декабря 1977 года под управлением лётчика-испытателя Г. Р. Карапетяна. Серийный выпуск был налажен в 1984 году. Вертолет выпускается до сих пор: на 2011 год поставлено 316 единиц различных модификаций, в том числе около 40 машин — экспортированы.

 

Конструкция Ми-26


Ми-26 построен по одновинтовой схеме с восьмилопастным несущим с управляемым шагом и пятилопастным рулевым винтами. Силовая установка – два двигателя общей мощностью 11400 л.с.

Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции имеет переменное сечение. В его носовой части имеется закрывающий антенну РЛС радиопрозрачный обтекатель, кабина экипажа, кабина для сопровождающих груз пассажиров и отсеки для размещения оборудования. Центральная часть фюзеляжа включает в себя грузовую кабину и задний отсек, переходящий в концевую балку.

В транспортно-десантном варианте вертолёта могут разместиться 82 десантника с вооружением. В санитарном варианте вертолёта возможно разместить до 60 пациентов на носилках. Для погрузки крупногабаритных грузов в грузовой кабине расположена электролебёдка с тяговым усилием до 500 кг. Также вертолёт способен перевозить грузы на внешней подвеске. Грузоподъёмность до 20 т полезной нагрузки. На сегодняшний день Ми-26 является крупнейшим транспортным вертолётом в мире, производящимся серийно (его ближайший аналог – вертолет Sikorsky CH-53E Super Stallion имеет максимальную грузоподъемность 14,5 тонн против 20 тонн у Ми-26).

Бортовое оборудование

Радиоэлектронное и навигационное оборудование вертолёта позволяет выполнять разнообразные задачи в сложных метеорологических условиях в любое время суток.

Пилотажный комплекс вертолёта состоит из четырёхканального автопилота, системы траекторного управления, директорного управления и гашения колебаний груза на внешней подвеске. Вертолёт оборудован метеолокатором, средствами связи, а также телевизионной аппаратурой для визуального наблюдения за состоянием груза.

Модернизированная версия Ми-26Т2 получит новый бортовой комплекс авионики  и «стеклянную кабину» с пятью многофункциональными ЖК-дисплеями, а также новый цифровой автопилот и навигационный комплекс с поддержкой NAVSTAR/ГЛОНАСС. Бортовое оборудование Ми-26Т2 обеспечит работу вертолёта в любой точке планеты и позволит выполнять полёты по приборам в соответствии с международными правилами.

Видео Ми-26: Демонстрационный полет вертолета, МАКС-2015

 

Модификации

  • В-29 – первый прототип будущего Ми-26
  • Ми-26 – базовый серийный вертолет
  • Ми-26А – первая модерницазация
  • Ми-26М — Спроектирован для повышенной производительности и оснащён новым навигационным оборудованием и новым винтом.
  • Ми-26MS — Медицинский вариант
  • Ми-26НЕФ-М — Экспериментальный противолодочный вариант; на внешней подвеске нёс гидроакустическую станцию обнаружения субмарин, имеется боковая съёмная кабина пилота-оператора, находился в лётном музее.
  • Ми-26П — Гражданский вариант на 63 пассажира
  • Ми-26ПК — «Летающий кран».
  • Ми-26ПП — Постановщик помех.
  • Ми-26T — Гражданский транспортный вариант
  • Ми-26Т2 – 2-3 лётчика, вертолёт способен совершать ночные полёты, добавлены экраны в кабине, вместо аналоговых датчиков.
  • Ми-26TC (Mi-26TS) – Грузовой вариант, сертифицированный в КНР.
  • Ми-26ТМ — «Летающий кран».
  • Ми-26ТП — Пожарный вариант.
  • Ми-26ТЗ — Топливозаправщик.
  • Ми-27 — Воздушный пункт управления боевыми действиями общевойсковых армий.

 

Эксплуатация Ми-26


Первое боевое применение прошли в 1984 году в Афганистане. В 1988 году была проведена первая операция по эвакуации повреждённого Ми-8 на внешней подвеске Ми-26 с территории Афганистана на территорию СССР.

27 сентября 1996 года вертолёт использовался для построения большой формации, которая потом была занесена в книгу рекордов Гиннесса. Во время этого мероприятия был установлен ещё один рекорд: Ми-26 поднял на высоту 6500 м 224 парашютиста.

Использовался ВВС СССР в Нагорном Карабахе, два Ми-26 были сбиты.

Использовался для эвакуации двух вертолётов СН-47 «Чинук» вооружённых сил США в Афганистане, стоимость эвакуации 650 000 $.

Использовался для эвакуации повреждённого вертолёта AS-532 «Кугар» ВВС Нидерландов в Афганистане.

Два вертолёта были потеряны в ходе операций в Афганистане: один разбился, другой сбит.

Использовался для транспортировки самолёта Ту-134 из аэропорта «Пулково» на полигон МЧС рядом с микрорайоном «Рыбацкое» в Санкт-Петербурге.

Авиапроисшествия и катастрофы

В общей сложности было потеряно 32 вертолета. Самой крупной катастрофой Ми-26 была катастрофа в Чечне в 2002 году, в результате которой при атаке ПЗРК Игла-1М погибло 127 человек.

Эксплуатанты

Состоят на вооружении

  • Россия — 89, по состоянию на январь 2015 года.
  • Белоруссия — после распада СССР страна получила 14. Все вертолеты находятся на хранении.
  • Украина — после распада СССР Украина получила 22. Все вертолеты находятся на хранении.
  • Венесуэла — 3 Ми-26Т2, по состоянию на 2013 год.
  • Индия — 4, по состоянию на 2013 год. Планируемое использование: в качестве тяжелых вертолетов-эвакуаторов.
  • Экваториальная Гвинея — 1, по состоянию на 2013 год. Вертолёт был поставлен с Украины в 2011 году и прошел ремонт на Конотопском АРЗ.
  • Казахстан — 2, по состоянию на 2013 год. Оба Ми-26ТЗ — единственные экземпляры в мире, переоборудованные под топливозаправщики бронетехники в полевых условиях. Камбоджа
  • Камбоджа — 2, по состоянию на 2013 год
  • КНР — 4, по состоянию на 2013 год
  • КНДР — 2, по состоянию на 2013 год
  • Лаос — 1, по состоянию на 2013 год
  • Мексика — 1, по состоянию на 2013 год
  • Перу — 3 Ми-26T на хранении (с 2007 года), по состоянию на 2015 год
  • Узбекистан — 1, по состоянию на 2013 год
  • Алжир — 14 Ми-26Т2

Гражданские

  • МЧС России — 5 Ми-26Т, по состоянию на 2015 год
  • Авиакомпания СКОЛ — 8 Ми-26Т, по состоянию на 2015 год
  • ЮТэйр — 25 Ми-26Т, по состоянию на 2013 год
  • Вертикаль-Т — 10 Ми-26Т
  • МЧС Республики Беларусь — 2
  • МЧС Казахстана — 2 Ми-26Т, по состоянию на 2013 год
  • Роствертол-Авиа — 4 Ми-26Т, по состоянию на 2014 год

Схема вертолета Ми-26



ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТОВ Ми-26

Тип тяжелый транспортный вертолет
Силовая установка два двигателя Прогресс Д-136 по 11 393 л.с каждый
Полезная нагрузка до 20 тонн в кабине
Практический потолок 6 500 м
Дальность полета 2000 км
Максимальная взлетная масса 56 тонн
Крейсерская скорость 255 км/ч
Диаметр главного винта 32 м
Длина 33,73 м
Высота 8,15 м