Ми-28

Ми-28


Галерея Ми-28

Разработчик  ОКБ Миля
Первый полет  1982
Единиц произведено  более 100 (2015)
Стоимость единицы  $24 млн. (2014)

 

Ми-28 Ночной охотник (кодификации НАТО: Havoc) — российский ударный вертолёт, разработанный в ОКБ Миля в начале 1980-хх.

 

История Ми-28


В период 1960-1970-хх годов концепции боевых вертолетов были еще на стадии формирования и менялись постоянно вместе с видением военных об их применении. В США доминирующей идеей стала концепция маневренного и хорошо вооруженного вертолета – реализацией этой концепции был вертолет Bell AH-1 Cobra. В СССР пошли другим путем – для обеспечения большей мобильности войск и их постоянной поддержки с воздуха была разработана концепция бронированной летающей боевой платформы – латающего БМП – машины, способной атаковать боевые цели и, одновременно, перевозить солдат. Реализацией концепции стал вертолет Ми-24.

Обе концепции оказались удачными лишь частично: американские вертолеты были хорошо вооружены и маневрены, но имели слабое бронирование и оказались недостаточно универсальны. Советские же Ми-24 были лучше защищены и могли применяться более широко, но они оказались слишком громоздкими и тяжелыми, а кабина для десанта на практике применялась редко.

В итоге, конструкторская мысль обеих стран пришла к одной и той же идее – концепции бронированного вертолета, способного нести разнообразную номенклатуру оружия – летающего танка. В США компания Lockheed приступила к созданию вертолета-винтокрыла AH-56 Cheyenne с толкающим пропеллером в хвосте, а в СССР ОКБ Миля начало инициативные работы по созданию летающего танка на базе Ми-24 –облегченного и лишенного десантной кабины.

Первая попытка создать сходу подобную машину оказалась неудачной. Идея толкающего пропеллера от Lockheed усложняла вертолет и снижала живучесть – проект AH-56 Cheyenne ограничился десятью прототипами. Неопределенность же в требованиях к новой машине в СССР так же затянула работу над новой машиной. В итоге, концепция замерла до середины 1970-хх.

В 1972 году в США компания McDonnell Douglas, перехватив инициативу у Lockheed развернула работы над новой программой AAH. Программа увенчалась успехом – ее итогом стал вертолет AH-64 Apache, выпускающийся до сих пор компанией Boeing.

В СССР в 1978 году было проведено соревнование между ОКБ Миля и ОКБ Камова с их проектами Ми-28 и В-80 (будущим Ка-50).

Первые полёты опытный образец вертолёта Ми-28 совершил в ноябре 1982 года (лётчик-испытатель Г. Р. Карапетян, штурман-испытатель В. В. Цыганко). Первый образец Ми-28 не нёс системы вооружения. Её установили на втором лётном экземпляре, сборку которого опытное производство завершило в сентябре 1983 года. В его конструкции были учтены все замечания макетной комиссии ВВС. Постройку третьего лётного экземпляра опытное производство МВЗ им. М. Л. Миля начало в 1985 году. Модернизированный вертолёт получил в 1987 году наименование Ми-28А.

Испытания модернизированного Ми-28А начались в январе 1988 года. Они прошли благополучно, и в следующем году вертолёт впервые был продемонстрирован на авиасалоне Ле-Бурже в Париже и на выставке в Ред-Хилл под Лондоном. В том же году, вертолет был впервые официально представлен в Тушино.

В апреле 1986 года на Гороховецком полигоне прошли совместные полёты Ми-28А и Ка-50 по программе государственных совместных испытаний. Требование — обнаружить на поле боя 25 целей. Экипаж на малой высоте, обнаружил все 25 целей, не будучи обнаруженным. Лётчик Ка-50 на значительно больших высотах, смог обнаружить только две цели.

Первый Ми-28Н выкатили в 1996 году. Государственные совместные испытания вертолёта Ми-28Н были начаты в мае 2005 года. Программой ГСИ было предусмотрено проведение большого объёма наземных работ и испытательных полётов, что обеспечивало возможность всесторонней оценки боевых свойств вертолёта – работу курировал непосредственно главком ВВС.

В конце декабря 2005 года на предприятии был проведён подъём первого серийного вертолёта нового поколения Ми-28Н. ГСИ завершены 26 декабря 2008.

Вертолёт Ми-28Н Ночной охотник принят на вооружение приказом президента РФ 15 октября 2009 г 27 декабря 2013 — министерством обороны

 

Конструкция Ми-28


Ми-28 выполнен по классической одновинтовой схеме с неубирающимся шасси и вспомогательным крылом с узлами крепления боевой нагрузки.

Фюзеляж – полумонокок смешанной конструкции, изготовлен преимущественно из алюминиевых сплавов и композиционных материалов с применением клепаных и клеесварных соединений. Технологически он делится на носовую и центральную части, килевую и хвостовую балки.

В носовой части находятся две бронированные, разделенные бронеперегородкой кабины штурмана- оператора (впереди)и пилота (сзади). Бронезащита включает титановую броню и керамические плитки, наклеенные на каркас носовой части фюзеляжа, и силикатные бронестекла, выдерживающие попадание пуль и снарядов калибра до 23 мм.

Спереди под носовой частью фюзеляжа расположена стабилизированная платформа комбинированной обзорно-прицельной станции и артиллерийская установка.

В хвостовой балке находится задний отсек радиооборудования, свободный объем которого позволяет перевозить аэродромное оборудование. Доступ в отсек осуществляется через люк и откидной трап с левого борта.

Крыло вертолета размахом 4,88 м – свободнонесущее с четырьмя пилонами, предназначенными для подвески оружия и оборудования. На торцах крыла размещаются устройства для создания пассивных помех.

Шасси – трехопорное неубирающееся.

Система спасения экипажа обеспечивает снижение перегрузок при ударе до физиологически переносимого уровня. На больших высотах экипаж может покинуть вертолет с парашютом, предварительно отстрелив винт.

В силовую установку входят два турбовальных двигателя ТВЗ-117ВМА общей максимальной мощностью до 2800 л.с. В дальнейшем предполагается замена двигателей на ВК-2500, разработанный в ОАО «Климов» на базе ТВЗ-117ВМА.

Несущий винт – пятилопастный, рулевой – четырехлопастной, выполненный по Х-образной схеме.

По сравнению с Ми-24 у Ми-28 в 1,5 — 2 раза снижена заметность в инфракрасном диапазоне (при тех же двигателях) за счёт установки экранно-выхлопных устройств (ЭВУ).

Важнейшие агрегаты вертолёта и проводка дублированы и расположены по разным бортам, важные прикрыты менее важными.

 

Видео демонстрационного полета Ми-28 на авиасалоне МАКС-2013

 

БРЭО

Комплекс БРЭО Ми-28Н по своим техническим характеристикам соответствует требованиям, предъявляемым к авиационному оборудованию 5-го поколения.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ми-28Н обеспечивает:

  • автоматизированное распределение целей в составе группы
  • боевое применение вертолёта круглосуточно и в сложных метеоусловиях;
  • выполнение боевых задач на предельно малых высотах;
  • взаимодействие с вертолётами группы, воздушными и наземными командными пунктами (КП), авианаводчиками;
  • совместное (параллельное) применение средств поражения лётчиком и оператором;
  • возможность адаптации новых и уже используемых АСП;
  • эксплуатацию вертолётов на значительных удалениях от аэродромов и баз за счёт использования принципа техобслуживания оборудования по техническому состоянию.

Так же вертолёт способен осуществлять разведку и целеуказание боевым вертолётам и самолётам.

Вооружение

  • Встроенное стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка 2А42, боекомплект 300 снарядов.
  • Точек подвески: 4
  • Неуправляемое ракетное: НАР С-8 — 4 х 20 шт; НАР С-13
  • Управляемое ракетное: ПТРК «Штурм-В»; «Атака-В»; «Атака-ВН» (16 шт.)
  • «Воздух-воздух»: «Стрелец» с ракетой Игла-В — 4 x 4 шт.

Модификации

  • Ми-28 – Изделие 280 – опытный вертолет, применявшийся для исследований. Построено 2 прототипа.
  • Ми-28А – Модернизация опытных вертолетов. Отличается двигателями ТВ3-117, измененными винтами и оборудованием. Простроено 2 прототипа.
  • Ми-28Л — Лицензионный вариант Ми-28А, разработанный для ВВС Ирака. Не выпускался.
  • Ми-28Н – Ночной охотник. Базовый серийный вертолет.
  • Ми-28НЭ — Экспортная модификация вертолёта Ми-28Н
  • Ми-28НМ — Проект модернизации Ми-28Н. Планируется штатная установка надвтулочной РЛС.
  • Ми-28УБ — Специальный вертолёт с двойным комплектом управления, который может применяться для обучения пилотированию Ми-28Н, при этом сохраняет всю функциональность ударного вертолёта.

 

Эксплуатация Ми-28


В перспективе, вертолет и его модификации должен стать основным боевым вертолетом России, заменив Ми-24. Так же принятые на вооружение вертолеты Ка-52 будут поставляться ограниченными партиями и применяться в специальных операциях.

В 2015 году в рамках операции ВКС РФ группировка Ми-28Н была развернута в Сирии.

Первые 4 серийных Ми-28Н поступили в 2008 году в Торжокский центр боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в 2008 году.

К 2015 году на вооружении России находятся порядка 100 вертолетов Ми-28Н.

В 2014 году Рособоронэкспорт приступил к поставкам Ми-28НЭ в Ирак в рамках контракта на 40 вертолетов.

Так же, на 2015 год имеются контракты с Египтом, Алжиром и Кенией на поставки, в общей сложности, около 100 вертолетов.

Схема вертолета Ми-28



ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТОВ Ми-28

Тип ударный вертолет
Силовая установка два двигателя ТВ3-117 по 2229 л.с. каждый
Полезная нагрузка 1,6 тонн на подвесках
Практический потолок 5750 м
Дальность полета 460 км
Максимальная взлетная масса 11,5 тонн
Крейсерская скорость 260 км/ч
Диаметр главного винта 17,2 м
Длина 16,85 м
Высота 3,82 м

НОВОСТИ