Ми-38



Ми-38


Галерея Ми-38

Разработчик  ОКБ Миля
Первый полет  2003
Единиц произведено  4 прототипа

 

Ми-38 – российский средний многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ Миля в начале 2000-х годов.

 

История Ми-38


Середину 1980-хх годов можно отметить как начало новой волны развития вертолетной техники. В первую очередь это можно связать с появлением множества новых моделей европейских вертолетов, которые хоть и не имели в себе ничего революционного, но, тем не менее, были весьма эффективны.

В СССР к тому времени уже начинала устаревать главная рабочая лошадка авиаторов – вертолет Ми-8. К тому же, на Казанском вертолетном заводе уже имелись наработки по потенциально новой модели. В 1981 году ОКБ Миля вплотную занялось работой над новым вертолетом, который создавался не только для внутреннего рынка, но и для широкого экспорта по всем международным стандартам. Уже в 1989 году модель была представлена на авиасалоне Ле-Бурже под наименованием Ми-38. В 1993 году было начато изготовление прототипов, а полноразмерный макет люди увидели на авиасалоне МАКС-95. Однако, вместе с крахом СССР проект лишился заказа, финансирования и развивался медленно, практически, за счет энтузиазма участников.

В начале 2000-хх интерес к машине возобновился. Была инициирована государственная программа «Вертолёт Ми-38» и работа продолжилась активнее как в ОКБ Миля так и на Казанском вертолетном заводе, где планируется развернуть производство.

Уже в 2003 году первый прототип Ми-38 под индексом ОП-1 совершил испытательный полет.

В 2010 году второй опытный образец — ОП-2 совершил свой первый дальний полёт. Вертолёт Ми-38-ОП-2 оборудован турбовальными двигателями PW127TS производства компании «Pratt & Whitney Canada», а также современным комплексом авионики ИБКО-38 производства компании «Транзас Авиация», в котором реализована концепция «стеклянной кабины».

В мае 2013 года собран третий опытный образец ОП-3, оснащенный новыми российскими двигателями ТВ7-117В производства фирмы им. Климова. Испытательные полеты успешно начались 12 ноября 2013 года.

Четвертый изготовленный Казанском вертолётном заводе опытный образец вертолета Ми-38 является крайним предсерийным воздушным судном этой модели. Он совершил первый полет 16 октября 2014 года. ОП-4 отличается от ОП-3 ударопрочной топливной системой фирмы Aerazur и увеличенными иллюминаторами. В ходе испытаний ОП-3 и ОП-4 предполагается получить финальные данные, требующиеся для сертификации и старта производства и коммерческой эксплуатации Ми-38. 20 октября 2014 года ОП-4 отправлен на летные испытания.

В 2016 году вертолет Ми-38 получил сертификат типа от Росавиации.

 

Конструкция Ми-38


Ми-38 выполнен по классической схеме с 6-лопастным несущим винтом с управляемым шагом и 4-лопастным Х-образным рулевым винтом и управляемым стабилизатором. Лопасти изготовлены из стеклопластиков, что делает их более легкими и долговечными.

Фюзеляж типа полумонокок выполнен из дюралюминия. Часть элементов: носовой обтекатель, панели кабины пилотов, капоты двигателей и некоторые другие выполнены из многослойных композитов.

В носовой части под радиопрозрачным обтекателем находится метеолокатор.

Шасси вертолёта энергопоглощающее, способно выдержать удар без возгорания топлива при падении с высоты 15 метров.

Расположение двух двигателей за редуктором позволило улучшить аэродинамику и ЛТХ вертолёта.

Вертолет способен нести до 6 т груза внутри кабины и до 7 т на внешней подвеске. На вертолёте погрузка грузов осуществляется при помощи рампы. Боковые двери сдвижные, на правом борту установлена лебёдка грузоподъёмностью 300 кг.

Ми-38 оснащается современным комплексом бортового оборудования с интерфейсом «стеклянная кабина» для двух пилотов.

Основная двигательная установка состоит из двух турбовальных двигателей Климова ТВ7-117В мощностью на валу в 1753 кВт (2350 л. с.), ранее разрабатывался вариант с двигателями PW127TS компании «Pratt & Whitney Canada» мощностью по 2500 л. с.

 

Видео демонстрационного полета Ми-38 на авиасалоне МАКС-2013

 

Эксплуатация Ми-38


Разработано несколько вариантов вертолета, включая военный вспомогательный и специальный, пассажирский на 32 пассажира, специализированный грузовой (с возможностью перевозки грузов на внешней тросовой подвеске), санитарный и вариант для воздушного наблюдения.

Начало серийного производства вертолёта в Казани запланировано на 2015 г. На Казанском вертолётном заводе ведется активная подготовка к серийному производству Ми-38, заложен фюзеляж первого серийного Ми-38. В августе 2015 года на МАКС-2015 был подписан контракт с Объединённой двигателестроительной корпорацией на поставку до 2019 года 50 двигателей ТВ7−117В (для 25 машин — по два двигателя на единицу).

Сертификат на типовую конструкцию среднего транспортного вертолёта Ми-38 выдан Федеральным агентством воздушного транспорта 30 декабря 2015 года. Как ожидается, в 2017 году будет проведена сертификация вертолёта в пассажирской версии, а в дальнейшем будут созданы и сертифицированы модификации для поисково-спасательных работ и оффшорных операций.

Мировые рекорды

  • На XIV чемпионате по вертолётному спорту, проходившем с 22 по 26 августа 2012 года на подмосковном аэродроме Дракино, лётчики-испытатели Московского вертолётного завода им. Миля на Ми-38 преодолели высотную планку в 8600 метров и установили новый мировой рекорд высоты полета для вертолетов, а также рекорд скороподъёмности без груза на высоте в 3000 м за 6 минут в классе E-1h (категория FAI для вертолётов взлётной массой от 10 до 20 тонн). Рекорд был побит 15 августа 2013 вертолетом Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, который поднялся на высоту 9150 метров
  • 10 сентября 2012 года на аэродроме ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» вертолет установил рекорд подъёма коммерческого груза в 1000 кг на высоту 8000 м.
  • Рекорд подъёма груза 2000 кг на высоту 7020 м.



ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТОВ Ми-38

Тип многоцелевой вертолет
Силовая установка два двигателя ТВ7-117В по 2500 л.с. каждый
Полезная нагрузка 30 пассажиров, 5 т в кабине или 6 т на подвеске
Практический потолок 5 100 м
Дальность полета 1 300 км
Максимальная взлетная масса 15,6 тонн
Крейсерская скорость 295 км/ч
Диаметр главного винта 21,1 м
Длина 19,95 (фюзеляж)
Высота 6,98 м