Ка-52

Ка-52


Галерея Ка-52

Разработчик  ОКБ Камова
Первый полет  1997
Единиц произведено  92 (2015)

 

Ка-52 Аллигатор – российский ударный вертолет, разработанный в ОКБ Камова в конце 1990-хх.

 

История Ка-52


В середине 1980-хх шли полным ходом сравнительные испытания новейших советских армейских вертолетов Ми-28 и В-80 (будущий Ка-50), призванных заменить устаревающий Ми-24. Уже тогда становилась очевидна важность оптико-электронной и радиолокационной работы на поле боя, но ни Ми-28 ни Ка-50, по большому счету, будучи «летающими танками» имели этот функционал в довольно ограниченном объеме.

В ОКБ Камова была развернута работа по созданию нового вертолета. Модель В-60 должен был повысить эффективность применения групп боевых вертолетов, не оснащенных столь сложными и дорогими средствами разведки и наблюдения. В-60, который позже перерос в Ка-60 создавался изначально как сухопутный и как корабельный вертолет и был интересен военным с самого начала разработки.

Однако, события 1990-хх с последующим экономическим кризисом обнулили возможности по финансированию сразу нескольких программ. В итоге, руководством ОКБ было принято решение отказаться от работы над новым вертолетом и попытаться унифицировать возможности новой модели с уже существующим главным вертолетом Камова – моделью Ка-50.

Тем не менее, подобная адаптация легкой тоже не была. Ка-50 был одноместным вертолетом, в котором один человек должен был исполнять задачи и пилота и оператора вооружений. Одно это уже вызывало много возмущений в авиационных и военных кругах – камовцам приходилось упорно доказывать, что подобная нагрузка на пилота не ухудшит эффективность машины. Внесение же новых возможностей делало эту нагрузку запредельной. Было очевидно – второй член экипажа необходим.

Однако, и здесь камовцы вновь проявили свою индивидуальность: экипаж размещался не тандемом (один за другим), как в Ми-28 или американским AH-64 Apache, а рядом. Подобное расположение позволяет улучшить взаимодействие членов экипажа, а так же обеспечивает экономию за счет ненужности в дублировании части приборов и установке фактически, второй кабины.

Уже в 1994 году ОКБ Камова представило двухместный вариант был представлен макетной комиссии. Однако, он был чрезмерно унифицирован с Ка-50 и даже его новая носовая часть была собрана из деталей Черной акулы. В результате, эта грубая переделка ухудшала характеристики вертолета и была отвергнута. Но уже в 1996 году была представлена новая версия уже с обновлением ряда элементов, новым носом и новым остеклением. Этот год и можно считать датой рождения Ка-52.

Для первого Ка-52 был взят один из серийных Ка-50. Был демонтирован нос и на его месте построили новую двухместную кабину. Так же машину оснастили несколькими новыми обзорными и прицельными приборами. В 1996 году прототип был представлен в черном окрасе с нанесенным названием Аллигатор.

Впервый прототип взлетел в 1997 году. Однако, экономический кризис остановил развитие проекта почти на 10 лет. Лишь в 2008 году на заводе Прогресс в Приморье началось серийное производство вертолетов.

Государственные испытания завершились в 2011 году. В итоге, Ка-52, наряду с так же начавшим серийный выпуск Ми-28 стал главным армейским вертолетом России на ближайшие десятилетия.

Видео Ка-52: Демонстрационный полет на авиасалоне МАКС-2013

 

Конструкция Ка-52


Не смотря на модификации Ка-52 на 85% тот же Ка-50. От него Аллигатор унаследовал силовую установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси, среднюю и хвостовую части фюзеляжа. Главное отличие — новая передняя часть с двухместной кабиной, в которой члены экипажа размещаются рядом. В кабину они попадают через откидывающиеся вверх створки фонаря. Ручки управления вертолетом есть как на левом месте, так и на правом. Кабина новая – стеклянная.

Перед колонкой несущих винтов на верхней поверхности фюзеляжа смонтировали комплекс «Самшит-Э» в подвижном шаре. Она включает дневную телевизионную систему, тепловизор, лазерный дальномер. Вооружение вертолета дополнили аналогично Ка-50Ш. Наличие в кабине второго рабочего места позволяет использовать вертолет для тренировок летчиков одноместных Ка-50.

Что касается летных характеристик двухместного варианта, то вполне понятно, что по сравнению с Ка-50 они несколько ухудшились Оборудование рабочего места штурмана-оператора и размещение ряда новых систем привели к увеличению взлетной массы с 9800 до 10400 кг, что при сохранении прежней силовой установки повлекло, например, уменьшение статического потолка с 4000 до 3600 м, а динамического — с 5500 до 5000 м. В дальнейшем фирма «Камов» планирует повысить летные характеристики Ка-52 за счет применения более мощных двигателей ВК-2500 совместной разработки санкт-петербургского «Завода им. В.Я. Климова» и ОАО «Мотор Сич», развивающих мощность 2500 л.с на взлетном и 2700 л.с. на кратковременном чрезвычайном режимах.

Вертолет может нести все вооружение, предусмотренное для Ка-50. Кроме того, может дополнительно принимать на борт ракеты управляемые Штурм-ВУ с лазерной системой наведения, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля».

Ка-52 будет оборудован радиолокационной станцией «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Катапультирование членов из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.

Модификации

Ка-52 Аллигатор – базовый вертолет

Ка-52К — модификация вертолета для корабельного базирования. Будет отличаться наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Первые опытные образцы ожидаются в 2014 году.

 

Эксплуатация Ка-52


Ка-52 входит в состав вооруженных сил России. На конец 2015 года порядка 92 единиц.

В общей сложности для российской армии заказано порядка 172 вертолетов (базовой и корабельной модификаций). Так же планируется поставить 46 вертолетов по контракту с Египтом.

Схема вертолета Ка-52



ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТОВ Ка-52

Тип ударный вертолет
Силовая установка два двигателя ТВ3-117ВМА по 2200 л.с. каждый
Полезная нагрузка до 2 тонн на подвесках
Практический потолок 5500 м
Дальность полета 1160 км
Максимальная взлетная масса 10,4 тонны
Крейсерская скорость 270 км/ч
Диаметр главного винта 14,5 м
Длина 13,5 м
Высота 4,9 м

НОВОСТИ