Ракета Антарес



Ракета Антарес


Галерея РН Антарес

Разработчик Orbital ATK
Статус Эксплуатируется
Первый полет 2013
Произведено пусков 5 (2015)

 

Antares (Антарес)  — американская ракета-носитель, разработанная компанией Orbital ATK (ранее, Orbital Sciences Corporation) в 2000-хх годах. До 2011 года была известна под наименованием Таурус-2.

 

История ракет Антарес


В начале XXI века НАСА начало активно поддерживать частные компании для обеспечения более дешевой доставки грузов с Земли на орбиту. Предполагается, что, со-временем, вся эта деятельность будет передана частникам, а само агентство сконцентрируется на исследованиях дальнего космоса и подготовке к полетам на другие небесные тела, в первую очередь, на Марс.

Специальная служба NASA COTS по итогам конкурса предоставило Orbital Sciences Corporation грант на $171 млн. на создание ракеты-носителя и космического корабля. Сама компания к этой сумме добавила еще $150 млн. с разбивкой: $130 на ракету и $20 на корабль. В 2008 году компания выиграла тендер на 8 космических полетов.

Пусковой площадкой был выбран Среднеатлантический региональный космопорт. Расположен на территории принадлежащего НАСА Центра полётов Уоллопс, полуостров Делмарва, штат Виргиния. Этот космопорт позволял запускать ракеты и доставлять грузы на МКС, как и предполагал тендер.

В 2010 году компания Alliant Techsystems Inc. (ATK) повела первые огневые тесты двигателей Castor 30, адаптированных для второй ступени ракеты Антарес.

Так же в 2010 году Orbital Sciences заключила контракт с компанией Aerojet на поставку советских двигателей НК-33 (конструкции Кузнецова). В 2013 году двигатели показали свою эффективность во время первых огневых испытаний.

В 2013 году был осуществлен первый запуск ракеты Антарес.

 

Конструкция ракет Антарес


Ракета-носитель Антарес – двух или трехступенчатая (в зависимости от модификации) ракета-носитель среднего класса.

Первая ступень была разработана совместно Orbital Sciences и украинской ОКБ Южное. Первая ступень значительно унифицированна с созданной в ОКБ Южное ракетой Зенит. Силовая установке – два кислород-керосиновых двигателя AJ-26 (модифицированные НК-33). В качестве топлива используется керосин, окислителя – жидкий кислород.

Вторая ступень – созданная  Orbital ATK твердотопливная система. Оснащается двигателями Castor 30. Вторая ступень, фактически, является глубокой модернизацией первой ступени РН Таурус-1, которая, в свою очередь – гражданская модификация баллистической ракеты Peacekeeper.

Третья ступень – устанавливаемая опционально третья ступень применяется для более точного заброса полезных нагрузок на высокие орбиты.

Модификации

Антарес 100 – базовая ракета, оснащаемая двигателями AJ-26 (НК-33)

Антарес 200 – в соответствии с контрактом, Orbital Sciences получила несколько десятков двигателей НК-33, однако, дальнейшие поставки невозможны – советские двигатели давно не производятся. Версия Антарес 200 предполагает модификацию первой ступени с установкой других двигателей. По одной из версий предполагается замена двигателей НК-33 на модифицированные под Антарес двигатели РД-181, произведенные в НПО Эгергомаш.

Антарес 300 – модификация Антарес 200, с внесением большего количества изменений под новые двигатели РД-181 для улучшения эффективности.

Видео запуска ракеты Антарес

 

Эксплуатация ракет Антарес


Основной задачей ракет Антарес в соответствии с первым тендером является доставка грузов на МКС с помощью созданной так же в Orbital Sciences корабля Cygnus.

Пуски, как и планировалось, осуществляеются с Среднеатлантического регионального космопорта, стартовый комплекс LP-0B.

История запусков

Первый тестовый запуск состоялся 21 апреля 2013 года. Ракета-носитель Антарес успешно вывела на орбиту габаритный макет космического грузовика Сигнус. Вместе с ним на орбиту были доставлены три малых спутника NASA PhoneSat и один коммерческий наноспутник ДЗЗ.

После этого было осуществлено еще 3 успешных запуска ракет Антарес. Однако пятый запуск (октябрь 2014) оказался неудачным – ракета взорвалась вскоре после отрыва от Земли. По предварительным данным, причиной крушения стал турбонасосный агрегат двигателя AJ-26. Orbital Sciences Corporation отказался от использования этих двигателей до тех пор, пока не будет полностью доказано, что они могут использоваться для полетов. По контракту Orbital Sciences должна была получить 20 таких двигателей от Aerojet Rocketdyne. К моменту аварии было поставлено 10.

Следующие пуски запланированы на 2016 и 2017 годы.

Конструкция ракеты Антарес



ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТ АНТАРЕС
Тип ракета-носитель среднего класса
Топливо Керосин + жидкий кислород
I ступень 2 AJ-26
II ступень 1 Castor 30
III ступень (опционально) 1 Star-48BV (твердотопливный)
Стартовая масса 276-286 т.
Тяга (на уровне земли) 308-423,4 тс.
Полезная нагрузка (НОО) 5-5,5 т.
Длина ракеты 40,5-43 м.