Bell 206



Bell 206


Галерея Bell 206

Разработчик Bell Helicopter Textron 
Первый полет 1966
Единиц произведено более 7300

 

Bell 206 ( Бэлл 206 ) – легкий многоцелевой вертолет, разработанный американской фирмой Bell Helicopter Textron в начале 1960-хх.

 

История Bell 206


В 1961 году армия США испытывала острую потребность в новых, более мобильных средствах связи и наблюдения. Идеальным на то время вариантом были вертолеты, но имевшиеся в то время на вооружении Bell OH-13 и Hiller OH-23 уже устарели и не могли решать поставленные задачи. В связи с этим была инициирована новая программа LOH (Liaison and Observation Helicopter – связной и наблюдательный вертолет).

Требования по программе LOH были следующие: однодвигательный вертолет с крейсерской скоростью до 200 км/ч и возможностью находиться в воздухе порядка 3 часов. Экипаж должен состоять из двух человек (пилот и наблюдатель), так же в кабине должна быть возможность расположить двух солдат (в OH-13 и OH-23 пассажирских мест не было).

Программа LOH была лакомым куском для производителей: в течение 6 лет ВС США планировали закупить до 3500 вертолетов. В тендере участвовало 12 фирм и 18 проектов, но в финал вышли три лидера: Bell, Hiller и Hughes. Каждая фирма при финансировании Пентагона изготовила по 5 прототипов и провела в общей сложности по 6000 часов испытаний. В 1963 году Bell представила на финал тендера свой OH-4 с двухлопастным несущим винтом, одним двигателем и лажным шасси, однако, в 1965 конкурс выиграл Hughes с их моделью  OH-6 – аналогичным по мощностным показателям, но меньшим в размере и весе. Итоговый на 1434 машины достался Хьюзу.

Однако, наработки по своему прототипу в Bell не бросили — было решено создать гражданскую версию. Первый вертолет Bell Model 206A Jet Ranger поднялся в воздух в 1966 году и тогда же началось серийное производство – именно он стал базой для множества последующих гражданских вертолетов Bell.

К тому же, выяснилось, что вертолеты Hughes хоть и эффективны, как разведчики, но для более широкого применения в войсках непригодны. Армия провела новый тендер, в котором выиграл Bell OH-4. Фирма получила контракт на 2200 вертолетов, получивших наименование OH-58A Kiowa. Кайова отличалась Рэнджера большим диаметром винта, модифицированной внутренней компоновкой и установкой военной электроники.

 

Видео низковысотного пилотирования вертолета Bell 206 в Австралии

 

Конструкция Bell 206


Bell 206 – классический легкий вертолет с двухлопастным несущим винтом и хвостовым винтом. Оснащается одним двигателем (в базовой версии Allison 250-C18 мощностью 320 л.с.). Управляется двумя членами экипажа, сидящими в кабине рядом.

Модификации

  • Bell 206А Jet Ranger I — легкий административный вертолет с одним ГТД Allison 250-C18 взлетной мощностью 236 кВт. Первый опытный вертолет начал проходить летные испытания в январе 1966 г, серийно производился с конца 1966г. в США, где было построено 685 вертолетов, и с 1967 г. по лицензии в Италии фирмой Agusta.
  • Bell 206В-1 Jet Ranger II — легкий административный вертолет, развитие вертолета Bell 206А с ГТД Allison 25С-С20, взлетной мощностью 296 кВт. Построено в США с 1972 г. 1535 вертолетов, производился по лицензии в Италии фирмой Agusta, построившей 812 вертолетов АВ206А и АВ206В-1.
  • ОН-58А Kiowa — легкий разведывательный и связной вертолет с ГТД Allison Т63А-700 мощностью 236 кВт, для армии США, которой было поставлено 2288 вертолетов в 1968-1973 гг.
  • ТН-57А Sea Ranger — тренировочный вертолет для первоначального обучения для флота США, модификация ОН-58А с двойным управлением и дополнительным оборудованием; поставлено 173 вертолета в 1967-1981 гг.
  • СН-136 Kiowa — легкий разведывательный и связной вертолет для канадских вооруженных сил, модификация ОН-58А; поставлено 74 вертолета.
  • ОН-58B Kiowa — модификация ОН-58А для Австрии; поставлено 12 вертолетов в 1976 г.
  • OH-58C Kiowa — модификация с ГТД Allison 250-C20B с увеличенной мощностью до 313 кВт и усовершенствованным оборудованием.

  • Bell 206В Jet Ranger III — развитие вертолета Jet Ranger II с теми же размерами несущего винта и фюзеляжа, но с ГТД Allison 250-C20B мощностью 313 кВт. Серийно производился с 1977 г. в США, где было построено 1615 вертолетов, по лицензии в Италии, где было построено 300 вертолетов, и в Канаде, где было построено 275 вертолетов.
  • ТН-57В Sea Ranger — тренировочный вертолет доя первоначального обучения с усовершенствованным оборудованием, является вариантом вертолета Bell 206B Jet Ranger III; флотом США заказан 51 вертолет, поставки завершены в 1985 г. Дополнительно флотом заказано 89 вертолетов ТН-57С, снабженных оборудованием для полетов ночью.
  • Bell 206L Long Ranger — развитие вертолета Jet Ranger II с удлиненным фюзеляжем, увеличенным диаметром несущего винта до 11.28 м и ГТД Allison 250-С20В мощностью 313кВт. Совершил первый полет 11 сентября 1974 г, серийно производился с 1975 г. в США и по лицензии в Италии. В последующем с 1981 г. производились модификации 206L Long Ranger II, III, и IV с ГТД Allison 250-С30 с увеличенной взлетной мощностью до 485 кВт, максимальной взлетной массой 1882 кг и улучшенными летными характеристиками. С 1986 г. серийное производство вертолетов Long Ranger переведено в Канаду, где было построено более 600 вертолетов.
  • Bell 400 Twin Ranger — развитие вертолета Bell 206L с двумя ГТД Allison 250-C20 взлетной мощностью по 310 кВт, и максимальной взлетной массой 2495 кг. Отличается увеличенной по размерам кабиной, в которой могут разместиться летчик и шесть пассажиров, и улучшенными аэродинамическими обводами фюзеляжа. Снабжен четырехлопастным несущим винтом с эластомерными шарнирами и двухлопастным рулевым винтом с кольцевым ограждением. Совершил первый полет в 1984 г, разрабатывался отделением фирмы Bell в Канаде. Построено 4 опытных вертолета. Разрабатывались также боевой вариант вертолета Bell 400 Combat Twin с вооружением и модификация Bell 440, конструкция которого выполнена в основном из композиционных материалов.
  • Bell 206LT Twin Ranger — развитие вертолета Bell 206L с двухлопастным несущим винтом и двумя ГТД Allison 250-C20B взлетной мощностью по 330кВт. Совершил первый полет в 1991 г. Производится серийно в США.
  • Bell 406 Kiowa Warrior — ударный вариант ОН-58.
  • TH-67 Creek — учебно-тренировочный вертолет для армии США.
  • HKP.6 — шведский противолодочный вертолет на базе Bell 206L.

 

Эксплуатация Bell 206


Появившись в 1966 году, вертолет Bell 206 в различных модификациях выпускается до сих пор. Всего выпущено более 7000 единиц. Bell 206 очень распространен как в военных, так и в гражданских службах многих стран.

Схема вертолета Bell 206



Характеристики вертолетов Bell 206 (модель L4)
Тип легкий многоцелевой вертолет
Силовая установка один Rolls-Royce Pratt мощностью 726 л.с.
Полезная нагрузка 4-6 пассажиров и 1-2 пилота
Практический потолок 3050 м
Дальность полета 661 км
Максимальная взлетная масса 2,018 тонны
Крейсерская скорость 206 км/ч
Диаметр главного винта 11,28 м
Длина 13,02 м
Высота 3,14 м