Bell 222

Bell 222


Галерея Bell 222

Разработчик Bell Helicopter Textron
Первый полет 1976
Единиц произведено (1980-1995) 237

 

Bell 222 ( Бэлл 222 ) – легкий коммерческий вертолет, разработанный американской фирмой Bell Helicopter Textron в начале 1970-хх.

 

История Bell 222


Впервые Bell Helicopters начала проводить исследования по созданию чисто гражданского коммерческого вертолета еще в середине 1960-хх. Рынок этот в мире был совершенно новым – в то время вертолеты были преимущественно инструментом военным, а другим структурам (спасателям, полиции, частным заказчикам и бизнесу) оставалось довольствоваться гражданскими версиями. Теперь же планировалось создать изначально гражданский вертолет. В 1974 году на конференции вертолетной ассоциации США Bell представила макет под названием Bell 222 и анонсировала проект.

Первые прототипы начали собираться в 1974 году, но во главу угла на начальном этапе ставились масштабные маркетинговые исследования. С одной стороны, Bell пыталась определить конфигурацию машины для совершенно нового рынка, с другой стороны, проект был сильно растянут – первый полет был осуществлен спустя 2 года – в 1976.

Тем не менее задержки на этом не прекратились. Летные испытания прототипов выявили недостатки конструкции хвоста и систем управления полетом. В итоге, сертификацию Bell 222 прошел только к 1979 году.

Стартовым заказчиком Bell 222 стала компания Petroleum Helicopters, получившая первую машину в 1980. Так же первые вертолеты отправились в авиапарк полицейского управления Лондона.

Базовый Bell 222A оснащался двумя двигателями Lycoming LTS 101650С-3 мощностью по 620 л. с., в конце 1982 года ей на смену пришла модель 222В с более мощными LTS 101750С-1 (684 л. с. каждый), удлиненным на 0,43 м фюзеляжем и увеличенным на 0,69 м диаметром несущего винта. Bell 222В совершил первый полет 1 августа 1981 года, а сертификат FAA получил 30 июня 1982 года. В июле того же года модель стала первым вертолетом, сертифицированным на выполнение полетов с одним пилотом в соответствии с правилами полетов по приборам без каких-либо ограничений.

С сентября 1983 года начались поставки модификации Bell 222UT (Utility Transport), которая флагманом. Машина имела те же улучшения, что и Bell 222В, но самым главным отличием стала замена трехопорного стандартного шасси на полозковое.

В 1990-1991 годах два вертолета модели 222 были переоборудованы на предприятии в Мирабель (Канада) в опытные машины по программе создания преемника Bell 222, получившего обозначение Bell 230 и совершившего первый полет 12 августа 1991 года. Кроме того, силовая установка, трансмиссия и несущий винт Bell 222 в начале 1980-х годов были использованы компанией для создания прототипа D292 (АСАР — от «Advanced Composite Airframe Program»), отличавшегося широким применением композитов и разрабатывавшегося в рамках одноименной программы Армии США. Веll провела на вертолете летные испытания нового четырехлопастного композитного несущего винта, а 10 ноября 1987 года поднялся в воздух прототип вертолета, оснащенный адаптивной цифровой системой контроля за работой силовой установки, разработанной совместно с компанией Lucas.

 

Конструкция Bell 222


Bell 222 имеет традиционную для вертолетов такого класса конструкцию, в которой широко используются легкие сплавы. Выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический полумонокок конструкции. В носовой части расположен отсек с радионавигационным и электронным оборудованием. Кабина экипажа двухместная. Пассажирская кабина оборудована двумя рядами кресел, по три в каждом ряду, а при повышенной плотности могут устанавливаться семь кресел. В административном варианте с повышенной комфортабельностью в кабине установлены два кресла и диван на трех пассажиров. При удалении сидений и багажного отсека в кабине могут устанавливаться двое носилок и сиденья для 3-4 санитаров. По бокам фюзеляжа имеются обтекатели главных стоек шасси, выполненные в виде крыла малого удлинения. Хвостовая балка монококовой конструкции, на ней установлены рулевой винт и стреловидное вертикальное оперение.

 

Видео обзорного полета вертолета Bell 222

 

Шасси убирающееся, трехопорное, с передним самоориентирующимся колесом.

Несущий винт двухлопастный с общим горизонтальным шарниром и упругими титановыми пластинами.

Рулевой винт диаметром 2.1м, двухлопастный, с полужестким креплением лопастей. Лопасти выполнены из нержавеющей стали, профиль лопасти имеет большой критический угол атаки.

Силовая установка из двух газотурбинных двигателей, установленных за главным редуктором. Каждый ГТД имеет свои встроенные маслосистему, систему управления и противопожарную систему.

Главный редуктор рассчитан на передачу полной мощности одного двигателя в случае отказа другого. Подвеска главного редуктора к фюзеляжу осуществляется посредством системы «Нодаматик», снижающей уровень вибраций, передаваемых на фюзеляж.

Топливная система состоит из четырех мягких баков, обладающих высокой прочностью при действии ударных нагрузок и образующих две автономные топливные системы. Два бака расположены за пассажирской кабиной и два боковых обтекателях. Бак в крыше и бак в обтекателе образуют систему, которая обеспечивает подачу топлива в двигатель.

 

Эксплуатация Bell 222


Bell 222 был первым корпоративным вертолетом в мире. Не смотря на то, что это был прорыв, рынок того времени, фактически, не был готов к такой машине. Большая часть заказчиков довольствовалась модификациями военных вертолетов, а для чисто коммерческих покупателей Bell 222 оказался слишком сложным и дорогим.

Всего, за 15 лет выпуска (1980-1995) было собрано 237 вертолетов Bell 222. Тем не менее, многие вертолеты до сих пор эксплуатируются, а модель стала базой для других – более успешных гражданских вертолетов Bell.

Вероятно, одним из наиболее известных Bell 222 стал Airwolf — звезда телесериала, вышедшего в США в 1984-1986 годах (в России показывался в 1990-хх под названием Воздушный волк.

Схема вертолета Bell 222



Характеристики вертолетов Bell 222
Тип легкий коммерческий вертолет
Силовая установка два Lycoming LTS 101-650C-2 мощностью 675 л.с. каждый
Полезная нагрузка 1-2 пилота и 4-6 пассажиров (макс. 1 пилот и 9 пассажиров)
Практический потолок 6095 м
Дальность полета 523 км
Максимальная взлетная масса 3,6 тонны
Крейсерская скорость 265 км/ч
Диаметр главного винта 12,12 м
Длина 10,98
Высота 3,51 м

НОВОСТИ