Bell 430



Bell 430


Галерея Bell 430

Разработчик Bell Helicopter Textron
Первый полет 1994
Единиц произведено (1996-2008) 136

 

Bell 430 ( Бэлл 430 ) – двухдвигательный вертолет легкого-среднего класса, разработанный американской фирмой Bell Helicopter Textron в начале 1990-хх. Был создан, как замена семейству Bell 222.

 

История Bell 430


Первым поколением двухдвигательных коммерческих вертолетов Bell 222 в США были созданные в 1970-хх. Вертолет технически был весьма удачным, но рынок завоевать не смог – всего в период 1980 по 1995 годы было выпущено 237 машин. К началу 1990-хх Bell решила взять реванш продолжавшим завоевание рынков вертолетам Eurocopter и Agusta Westland. Было решено на базе устаревшего Bell 222 создать новый, современный вертолет.

Еще в конце 1980-хх в процессе модернизации Bell 222 и создания ее модификации Bell 230, компания занималась исследованиями по созданию вертолета с удлиненным фюзеляжем, оснащенным четырехлопастным винтом (у моделей 222/230 винты двухлопастные). Проект Bell 430 был официально инициирован в 1992 году с создания двух демонстрационных вертолетов на базе Bell 230. Первый вертолет новой конфигурации взлетел в октябре 1994 года, а второй, оснащенный авионикой от Bell 430 взлетел в декабре 1994 года.

Производство Bell 230 было свернуто в августе 1995, тогда же было запущено производство Bell 430. Спустя год, мир увидел первый серийный вертолет этой модели. С 1996 года начались поставки.

Не смотря на высокие характеристики, Bell 430 так же, как и предшественник, не стал ключом к мировому рынку вертолетов бизнес-класса. В 2008 году Bell приняла решение завершить выпуск вертолетов этой модели. Крайний из 136 машин был передан заказчику в мае 2008.

 

Конструкция Bell 430


Вертолет, как и предшественники, имеет традиционную для вертолетов такого класса конструкцию, в которой широко используются легкие сплавы. Выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехопорным шасси.

Bell 430 имеет ряд преимуществ перед моделями 222 и 230. Главным отличием можно считать четырехлопастный несущий винт, выполненный из композитных материалов. Вертолет оснащается двигателями Rolls-Royce Allison 250, тягой на 10% превосходящий старые версии. Так же фюзеляж стал длиннее на 46 см, что позволило разместить дополнительно 2 кресла. Так же вертолет оснастили комплексом бортового оборудования EFIS и позволили заказчику опционально выбирать в качестве шасси лыжи или колесные опоры.

В стандартной конфигурации вертолет вмещает 10 человек: двое пилотов и 8 пассажиров в салоне на трех рядах кресел. Максимальная полезная нагрузка порядка 1,5 тонн.

Фюзеляж изготовлен по специальной технологии, снижающей уровень шума в салоне, и снабжен еще и дополнительной эксклюзивной тепло и звукоизоляцией. Объемный отдельный багажник позволит взять с собой свои вещи без того, чтобы буквально сидеть на них в полете, как иногда бывает с другими вертолетами.

 

Видео скоростного пролета вертолета Bell 430 на малой высоте

 

Специально разработанная дополнительная система шумоизоляции позволяет получить один из самых тихих салонов, а компенсирующая шумы активная система шумоподавления наушников Bose Series X позволяет полностью исключить традиционный для вертолетов специфический шум.

 

Эксплуатация Bell 430


Всего было выпущено 136 вертолетов. Вертолеты поставлялись как гражданским, так и правительственным и военным структурам.

Bell 430 находится на вооружении ВВС Болгарии, Эквадора и Доминиканской республики. Из гражданских структур вертолеты эксплуатируются полицейскими и медицинскими службами США.

В 1996 году второй серийный вертолет, пилотируемый Роном Бауэром и Джоном Уильямсом, во время перелета вокруг Земли установил рекорд скорости для вертолетов. Борт с регистрацией N430Q преодолел 20 548 морских миль за 17 суток 6 часов 14 минут 25 секунд.

В 2009 году восточнее Индийского города Кар-нул, разбился Bell 430. Погибли премьер-министр Й. С. Раджасекхара, его специальный секретарь П. Субраманиам, шеф службы безопасности А. С. Уизли, летчики групп-кэптен Бхати и кэптен Ридди. Обломки вертолета и останки погибших удалось найти в результате крупнейшей в индийской истории поисково-спасательной операции, к которой привлекались даже Су-30 ВВС Индии, оснащенные контейнерами Lightning. Причины катастрофы установить не удалось.

Схема вертолета Bell 430



Характеристики вертолетов Bell 430
Тип средний коммерческий вертолет
Силовая установка два Rolls-Royce 250-C40B мощностью по 808 л.с. каждый
Полезная нагрузка 1-2 пилота и до 9 пассажиров
Практический потолок 5590 м
Дальность полета 509 км
Максимальная взлетная масса 4,2 тонны
Крейсерская скорость 250 км/ч
Диаметр главного винта 12,8 м
Длина 15,3 м
Высота 3,72 м