OH-58 Kiowa



OH-58 Kiowa


Галерея OH-58

Разработчик Bell Helicopter Textron
Первый полет 1962
Единиц произведено (1966-1989) Около 2200

 

Bell OH-58 Kiowa ( Бэлл Кайова ) – американский легкий многоцелевой вертолет, разработанный компанией Bell Helicopter Textron в начале 1960-хх. Является военной модификацией базового Bell 206.

 

История OH-58


В 1961 году армия США испытывала острую потребность в новых, более мобильных средствах связи и наблюдения. Идеальным на то время вариантом были вертолеты, но имевшиеся в то время на вооружении Bell OH-13 и Hiller OH-23 уже устарели и не могли решать поставленные задачи. В связи с этим была инициирована новая программа LOH (Liaison and Observation Helicopter – связной и наблюдательный вертолет).

В 1963 году Bell представила на финал тендера свой OH-4 с двухлопастным несущим винтом, одним двигателем и лажным шасси, однако, в 1965 конкурс выиграл Hughes с их моделью  OH-6 – аналогичным по мощностным показателям, но меньшим в размере и весе.

Однако, наработки по своему прототипу в Bell не бросили — было решено создать гражданскую версию. Первый вертолет Bell Model 206A Jet Ranger поднялся в воздух в 1966 году. Это было очень удачное стратегическое решение. Со-временем выяснилось, что вертолеты Hughes хоть и эффективны, как разведчики, но для более широкого применения в войсках непригодны. Армия провела новый тендер, в котором выиграл Bell OH-4. Фирма получила контракт на 2200 вертолетов, получивших наименование OH-58 Kiowa.

OH-58 является военной модификацией Bell 206 и может возникнуть чувство, что они отличаются только защитной окраской. Однако, Кайова, в отличие от гражданской версии, получил новый двигатель T63-A мощностью 317 л.с., более широкие лопасти несущего винта, а так же шестиствольный пулемет Миниган, расположенный по левому борту.

Первым импортером стала канадская армия, заказавшая в 1969-м 74 штуки СОН-58А (позднее СН-136). В том же году итальянская фирма Augusta приобрела лицензию на его выпуск, выпустив более 1000 машин, часто имеющих множество отличий от базового вертолета.

 

Компиляция видео работы вертолетов OH-58 Kiowa

 

Первая серьезная модернизация OH-58 Kiowa проходила в 1978-м и была вызвана изменением взглядов на тактику легких вертолетов. К тому времени количество различных систем ПВО, в первую очередь ПЗРК, выросло настолько, что летающий над полем боя вертолет-наблюдатель становился легкой мишенью. Вместо общего наблюдения «сверху» они должны были вести активную разведку на сверхмалых высотах. Во главу угла поставили невидимость и выживаемость.

275 ОН-58А переоборудовали под стандарт ОН-58С: кроме более мощного мотора Т-63А-720 (420 л.с.), установили аппаратуру постановки радио- и инфракрасных помех, плоские стекла кабины (для уменьшения бликов от солнца). Смонтированы «ножи-рассекатели» (те самые «рога», торчащие сверху и снизу от кабины пилотов), позволяющие избежать аварии при столкновении с линиями проводов, проволочными антеннами и прочими невидимыми препятствиями.

 

Конструкция OH-58


OH-58 Kiowa – классический легкий вертолет с двухлопастным несущим винтом и хвостовым винтом. По общей конструкции практически аналогичен базовому Bell 206. Оснащается одним двигателем (в базовой версии T63-A мощностью 317 л.с.). Управляется двумя членами экипажа, сидящими в кабине рядом.

Модификации

  • OH-58A Kiowa — первый вариант, с двигателем T63-A-700 мощностью 317 л.с.. Масса вертолёта — 1360 кг, максимальная скорость — 220 км/ч (крейсерская — 190 км/ч), ёмкость топливного бака — 280 литров, грузоподъёмность — 570 кг (4 солдата в полном боевом снаряжении), дальность полёта — до 490 км
  • OH-58B — экспортный вариант 1976 года для Австрии
  • OH-58C — модель 1978 года с двигателем Allison T-63-A720 мощностью 420 л.с., в войска начал поступать в 1979 году. Двухсекционное лобовое стекло заменено плоским четырёхсекционным с содержанием акрила, установлены новая приборная доска, система опознания «свой-чужой» AN/APX-100, аппарат предупреждения о радиолокационном облучении AN/APR-390. В вооружённом варианте с левого борта мог быть установлен пулемёт XM-134 с 2000 патронами, 40-мм автоматический гранатомёт XM-129 с боекомплектом в 150 гранат или блок с семью 70-мм неуправляемыми ракетами
  • OH-58D Kiowa Warrior — модель 1991 года, разработанная в результате выполнения программы AHIP
  • OH-58D Kiowa Warrior Block II — модификация 2011 года с новым двигателем HTS-900 (746 кВт), усиленным хвостовым винтом, новым носовым комплектом датчиков и многофункциональными информационными дисплеями
  • OH-58F — вертолёты, прошедшие модернизацию по программе CASUP, установлена оптико-электронная система AN/AAS-53

 

Эксплуатация OH-58


В общей сложности было выпущено более 2200 вертолетов OH-58 Kiowa. Не смотря на то, что их выпуск был завершен в 1989 году, сотни машин до сих пор находятся на вооружении армий США, Австрии, Тайваня, Хорватии, Доминиканской республики, Саудовской Аравии, Турции и Ирака. Ранее вертолеты массово эксплуатировались в вооруженных силах Канады и Австралии.

Схема вертолета Bell OH-58 Kiowa



Характеристики вертолетов Bell OH-58 Kiowa (модель D)
Тип легкий многоцелевой вертолет
Силовая установка один Rolls-Royce T703-AD-700A мощностью 650 л.с.
Полезная нагрузка 470 кг (4 снаряженных солдата) + 227 кг вооружений
Практический потолок 6250 м
Дальность полета 481 км
Максимальная взлетная масса 1,36 тонны
Крейсерская скорость 188 км/ч
Диаметр главного винта 10,77 м
Длина 9,80 м
Высота 2,92 м