UH-1 Iroquois



UH-1 Iroquois


Галерея UH-1

Разработчик Bell Helicopter Textron
Первый полет 1956
Единиц произведено Более 16 000

 

Bell UH-1 Iroquois ( Бэлл Ирокез ) – американский многоцелевой вертолет, разработанный фирмой Bell Helicopter Textron в 1950-хх. Более известен под названием Huey (Хьюи). Один из самых массовых вертолетов в истории.

 

История UH-1


Пятидесятые годы XX века ознаменовались истинным рождением вертолетной техники в мире. Технологии, в первую очередь, двигателестроение, достигли уровня, позволяющего создавать действительно эффективные машины – военные осознали, что вертолет уже не экзотика для локальных задач, а перспективная боевая единица. Именно в 1950-хх начались работы по созданию легендарных вертолетов Ми-6 и Ми-8 в СССР, а в США так же был объявлен конкурс по созданию универсального боевого и транспортного вертолета – вероятно, будущей самой знаменитой американской винтокрылой машины.

К 1955 году Пентагон остановил выбор на Model 204, разработанной фирмой Bell Helicopter и программа создания машины началась. Первый прототип оторвался от земли в 1956 году на аэродроме завода Bell в Техасе. Первая партия из трех прототипов испытывалась на объектах Bell, чуть позже к ним присоединились еще 6 машин, работавших в полевых условиях и, наконец, 9 предсерийных вертолетов, отправленных на испытания военным. Вертолет получил наименование HU-1 Iroquois – Ирокез. Название HU-1 сохранялось до 1962 года – позже, оно было заменено на уже известное UH-1.

Летом 1959 года ВС США получили первую партию из готовых к применению вертолетов UH-1A. Оснащенные двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л.с., они были вооружены двумя пулеметами калибра 7,62 мм, 70 мм пусковыми установками неуправляемых ракет (НУР) и могли перевозить до шести человек. Часть этих машин получили были направлены во Вьетнам, где UH-1 получил боевое крещение.

Участие в боевых операциях ВС США во Вьетнаме выявило ряд недостатков базового вертолета, главный из которых – недостаточная тяговооруженность. Эта проблема была решена к 1961 году, когда на вооружение поступили UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л.с., а позднее и T53-L-11 мощностью 1100 л.с. (+43% тяги от базового двигателя). Полезная нагрузка новых вертолетов достигала 1360 кг.

Участие в боевых действиях позволяло испытывать вертолет в широком спектре работ: от ударных, до спасательных. Благодаря этому, машины постоянно модернизировались. Уже к 1965 году подоспела версия UH-1C с улучшенным несущим винтом, позволившим снизить вибрацию, улучшить управляемость и повысить максимальную скорость. В остальном новый вертолет не отличался от своего предшественника.

Дальнейшим развитием семейства стала модификация UH-1E, предназначавшаяся для корпуса морской пехоты США. От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с 1965 г. новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Вертолет активно использовался во Вьетнаме для десантных и спасательных операций. В варианте вертолета огневой поддержки, он оснащался двумя пулеметами М60 калибра 7.62 мм и двумя блоками НУР калибра 70 мм.

Самым совершенным из одномоторных Ирокезов являлся UH-1C, переоборудованный в 1968 году и получивший название Huey Tug. На вертолёте был установлен двигатель Lycoming T55-L-7C мощностью 2850 л. с. и несущий винт диаметром 15,24 м. Вертолёт мог нести на наружной подвеске до 3000 кг груза при взлётном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259 км/ч.

С апреля 1965 г. в семье Ирокезов появляются двухмоторные вертолеты. Первенцем оказалась Model 208, представлявшая собой серийный UH-1D, оборудованный парой двигателей Continental XT67-T-1 суммарной мощностью 1400 л. с. Вертолет послужил прототипом для дальнейших двухмоторных модификаций. Установкой на UH-1H в 1968 г. пары двигателей Pratt & Whitney PT6T-3, названных Turbo Twin Рас суммарной мощностью 1800 л. с., была получена новая модификация — Model 212. Для вооруженных сил Америки фирмой Bell было выпущено 145 таких вертолетов, получивших обозначение UH-1N. По заказу Канады фирма изготовила 70 CUH-1N. А в Италии они выпускались под обозначением АВ 212.

 

Видео пилотажа вертолета Bell UH-1 Huey ( Хьюи) на авиашоу, 2013 год

 

Конструкция UH-1


UH-1 Ирокез – многоцелевой военно-транспортный вертолёт одновинтовой схемы с хвостовым рулевым винтом.

Фюзеляж полумонококовой конструкции, в его передней части размещена кабина для двух пилотов, сидящих рядом. За кабиной расположен отсек для полезной нагрузки. В нижней части фюзеляжа имеется петля для перевозки грузов на внешней подвеске. В качестве посадочных устройств используются стальные лыжи, на которые могут устанавливаться надувные поплавки, обеспечивающие взлёт и посадку вертолёта на воду.

Силовая установка состоит из одного или двух турбовальных двигателей. Редуктор и двигатель размещены по оси вертолёта в верхней части фюзеляжа за кабиной экипажа. Гидравлическая, пневматическая и электрическая системы вертолёта имеют привод от двигателя. Вертолёт оборудован комплексом навигационного и радиоэлектронного оборудования, посадочными прожекторами и навигационными огнями.

Вооружение

В дверных проёмах могут устанавливаться два пулемёта M60С или два пулемёта M2HB, или два шестиствольных пулемета М134 Minigun (Миниган) калибра 7,62 мм.
На внешней подвеске могут быть установлены пулемёты M60С, М134, управляемое ракетное вооружение: AGM-22, BGM-71 TOW; неуправляемое ракетное вооружение: 7-зарядные, 19-зарядные 70 мм ракетные блоки или 24-зарядные 70 мм ракетные блоки.
В носовой части вертолёта может быть установлен 40-мм гранатомёт M75 со 150 или 300 зарядами, полностью управляемый пилотом.

Модификации

Существует множество вариантов вертолёта UH-1, в том числе и гражданские варианты.

  • XH-40 — Первый прототип Bell 204. Всего было построено три опытных.
  • YH-40 — Шесть предсерийных вертолётов.
  • HU-1A — Первые строевые модели Bell 204, в 1962 году получившие обозначение UH-1A.
  • UH-1B — Модифицированный HU-1A. Разные внешние усовершенствования и оснащение улучшенным двигателем Lycoming T53-L-5 (960 л. с.), а позднее T53-L-11 (1100 л. с.).
  • UH-1C — UH-1B с улучшенным двигателем и модифицированными лопастями для улучшения ударных характеристик.
  • YUH-1D — Семь прототипов UH-1D.
  • UH-1D — Первая серийная модель Bell 205 (Bell 204 с удлинённой версией фюзеляжа) и первый двухдвигательный Ирокез. Разработан как военно-транспортный вертолёт, чтобы заменить CH-34, который тогда стоял на вооружении Армии США.
  • UH-1E — UH-1B/C для Корпуса морской пехоты США с новым составом радиооборудования и авионикой, а начиная с 1965 года — с новым несущим винтом. Первые модели были также оснащены выдвигающейся спасательной лебёдкой.
  • UH-1F — UH-1B/C для ВВС США с двигателем General Electric T58-GE-3 мощностью 1100 л. с.
  • UH-1G — Пропущенная модификация, чтобы предотвратить путаницу с AH-1G. Однако обозначение UH-1G давали ганшипам UH-1D/H, действовавшим в Камбодже.
  • UH-1H — Улучшенный UH-1D.
  • UH-1J — Экспортный вариант UH-1H для Японии.
  • HH-1K — Поисково-спасательный вертолёт для ВМС США со специальным оборудованием ВМС.
  • UH-1L — Многофункциональный вариант HH-1K.
  • UH-1M — ARA («ганшип») на базе UH-1L, для проведения ночных боевых операций, оснащённый спецоборудованием, двумя телекамерами и ночным прицелом.
  • UH-1N — Первая серийная модель Bell 212, с двумя турбореактивными силовыми установками PT6T Twin-Pac. Корпус морской пехоты проводил множество усовершенствований — от улучшения авионики и защиты вертолёта до установки инфракрасной камеры.
  • UH-1P — UH-1F вариант для ВВС США, разработан для операций специального назначения — выброска/эвакуация войск из тыла противника.
  • UH-1V — Медицинский вертолёт для Армии США.
  • UH-1U — Единственный прототип для выявления и подавления артиллерийских позиций. Потерпел крушение на авиабазе Эдвардс во время испытаний.
  • EH-1X — Десять вертолётов РЭБ и РЭП с оборудованием для проведения специальных операций. Заменён на EH-60A.
  • UH-1Y — Вертолёт, призванный заменить устаревший UH-1N для Корпуса морской пехоты США, будет поставляться по программе H-1 вместе с боевым вертолётом AH-1Z, с аналогичными изменениями и модификациями.

 

Эксплуатация UH-1


UH-1 является одним из самых массовых вертолетов в мире, выпущенный общим числом более 16 000 единиц. С момента появления он участвовал в большинстве военных конфликтов, в которых имели роль США или их союзники.

В первую очередь, UH-1 играл важную роль в своей первой войне – во Вьетнаме. В итоге, он стал одним из символов той войны.

Вертолёты широко использовались во Вьетнаме всеми американскими подразделениями, хотя обычная пехотная дивизия имела намного меньший авиапарк, чем аэромобильная. На пике войны американские вертолёты совершали несколько тысяч вылетов в сутки, и львиная доля приходилась на UH-1. Всего за время войны в боевых действиях участвовали в общей сложности 7013 американских вертолётов UH-1. Из этого количества 3305 машин были уничтожены а также значительная часть была передана Южному Вьетнаму.

Разные модификации UH-1 использовались во всём мире в разных боевых операциях. UH-1 применялся во время вторжения США на Гренаду и операции в Панаме. Участвовал в операции Буря в пустыне, принимал участие в миротворческой миссии в Сомали. Сейчас вертолёт используется вооружёнными силами США в Афганистане и Ираке.

Не смотря на свой возраст, вертолеты разных модификаций UH-1 до сих пор применяются в армиях более 60 стран.

Интересные факты

  • Хьюи (Huey) — неофициальное прозвище вертолёта, но официальное название в Корпусе морской пехоты США.
  • Имя Huey вертолёт получил из-за своего раннего (до 1962 года) обозначения HU-1 (Helicopter Utility — 1).
  • Армия США уже не пользуется данным типом вертолётов, заменив его на UH-60, но Корпус морской пехоты США продолжает его применять и вкладывает деньги в его усовершенствование. Последняя модель для морской пехоты — UH-1Y.
  • На основе UH-1 был создан первый в мире специализированный боевой вертолёт AH-1.
  • По крайней мере один бывший южновьетнамский UH-1 был после войны переправлен в СССР на изучение.
  • Первый полёт вертолёт совершил в 1956 году, а это значит, что на сегодня он является старейшим из остающихся в массовой эксплуатации этого типа вертолётов.
  • В гражданских авиакомпаниях до сих пор летают «Хьюи», которые участвовали во Вьетнамской войне

Схема вертолета UH-1 Ирокез



Характеристики вертолетов UH-1 Iroquois (модель D)
Тип многоцелевой вертолет
Силовая установка один Lycoming T53-L-11 мощностью 1100 л.с.
Полезная нагрузка 1,7 тонн груза, 14 солдат или 6 носилок
Практический потолок 5910 м
Дальность полета 507 км
Максимальная взлетная масса 4,3 тонны
Крейсерская скорость 201 км/ч
Диаметр главного винта 14,63 м
Длина 17,40 м
Высота 4,39 м