V-22 Osprey



V-22 Osprey


Галерея V-22

Разработчик Bell Helicopter Textron, Boeing Rotorcraft Systems
Первый полет 1989
Единиц произведено (2014) Более 200

 

Bell, Boeing V-22 Osprey (Оспри) – американский многоцелевой конвертоплан, имеющий возможности короткого и вертикального взлета. Конвертоплан способен комбинировать функциональность вертолета с дальностью и скоростью турбовинтового самолета.

 

История V-22


24 апреля 1980 года после известных событий Исламской революции в Иране и захвата заложников, спецслужбы и ВС США предприняли попытку освобождения захваченных в Тегеране сотрудников посольства США. Предполагалось, что спецназ США, прибывший на вертолетах и самолетах на одну из заброшенных авиабаз возле Тегерана доберется до посольства, освободит заложников и покинет страну на ожидавшей их технике на аэродроме. Однако, сложность операции и плохая подготовка привели к множеству тактических и технических сложностей. В итоге, операция «Орлиный коготь» (Eagle Clow), закончилась полным провалом: заложники остались в Иране, погибли 8 американцев, один иранец, так же сгорел 1 самолет C-130 Hercules и 1 вертолет RH-53, еще 5 вертолетов пришлось бросить. Провал операции обернулся серьезными последствиями в политике, а так же привел военное руководство США к ряду неприятных выводов.

Стало ясно, что на такой дистанции для успешной реализации операции необходимы транспорты, способны быстро долететь на значительное расстояние. Для этого были применены C-130. Однако, такие самолеты не могли взлететь с авиносца, а так же для них нужен был аэродром, захват которого привел к провалу. С другой стороны, более гибкие в работе вертолеты, снова же, так же не позволяли выполнить миссию (они летели далеко и долго и, по прибытии им нужна была заправка. Необходимо было создание принципиально нового универсального транспорта, способного вобрать в себя свойства и самолетов и вертолетов. Какое-то время Пентагон и ВМФ США сомневались в перспективности проекта, однако, крайняя заинтересованность к такой машине со стороны Морской пехоты, а так же давление Конгресса сделали свое дело. В 1981 году была инициирована программа JVX (Joint-service Vertical take-off/landing Experimental).

Объединенная комиссия по JVX в составе представителей Морской пехоты, ВВС, ВМФ и Армии была сформирована в 1983 году. В тендере на создание участвовали как американские Bell, Boeing, Grumman и Lockheed, а так же французская Aerospatiale и британская Westland.

Имея дефицитные ресурсы, Bell сразу объединилась в проекте с Boeing. Работы по объему были разделены примерно поровну. Bell занималась крылом, гондолой, роторами, приводами, оперением, кормовой рампой, а так же интеграцией двигателей Rolls-Royce и окончательной сборкой. Boeing была ответственна за фюзеляж, кабину пилотов, авионику и системы управления. В 1986 году было объявлено о заключении контракта на $1,71 млрд с ВМФ.

Выкатка первого прототипа V-22 была проведена в мае 1988 года. Однако, у конвертоплана возникли сложности – из проекта вышла Армия, а трения в Конгрессе едва не привели программу к закрытию из-за резко возросшей стоимости.

Первый полет прототип V-22 совершил в марте 1989 года. В декабре 1990 года прототипы начали испытываться в море с вертолетоносца USS Wasp. Не обходилось без проблем: в 1991-92 годах разбились прототипы №4 и 5. После катастроф были проведены значительные модификации конструкции для облегчения и повышения безопасности пилотирования. Испытания и модификации продолжались вплоть до 1999 года, когда была начата сборка предсерийной партии. Однако, в 2000 году произошли новые аварии, в которых погибло 19 морпехов. Снова потребовались изменения. V-22 оказался настолько инновационным, что разработчики зачастую, вырабатывали решения проблем только на опыте аварий. Фактически, полностью безопасным и готовым к свободной эксплуатации V-22 признали только к 2005 году – испытания были официально завершены.

В 2005 году V-22 Osprey был принят на вооружение – Пентагон официально одобрил серийное производство с планом выпуска до 48 машин в год. Всего планировалось выпустить 458 конвертопланов – примерная стоимость единицы оценивается в $67-73 млн.

 

Компиляция видео полетов конвертопланов V-22 Osprey

 

Конструкция V-22


V-22 Osprey – первый в мире серийный конвертоплан, оснащенный двумя несущими винтами, способными менять вектор тяги с вертикального на горизонтальный. Федеральная авиационная администрация США (FAA) классифицирует V-22, как самолет вертикального взлета и посадки.

Порядка 43% конструкции планера, а так же лопасти винтов выполнены из композитных материалов.

В процессе эксплуатации выяснилось, что струя выхлопа турбовинтовых двигателей перегревает и повреждает палубы авианосцев. В качестве временного решения применяются защитные экраны, однако, в дальнейшем планируется покрыть палубы специальными термостойкими покрытиями (с учетом того, что та же проблема связана и с эксплуатацией корабельных F-35 Lightning II).

Двигатели

V-22 оснащаются двумя двигателями Rolls-Royce AE 1107C (он же T406). Силовые установки соединены друг с другом через крыло, что обеспечивает возможность проведения управляемого снижения при отказе одного двигателя (тяги одного двигателя для продолжения полета недостаточно). В 2013 году Rolls-Royce анонсировали модернизацию двигателя AE 1107C с увеличением мощности на 17%. Так же для V-22 были предложены двигатели General Electric GE38

Авионика

V-22 оснащен полностью стеклянной кабиной с четырьмя многофункциональными дисплеями и одним единым экраном для отображения общей информации: картами, изображениями, видео и т.д.

Управляется трижды дублированной системой дистанционного управления (fly-by-wire). В случае получения урона бортовой компьютер автоматически изолирует поврежденные элементы и заменяет их функции.

Вооружение

V-22 может оснащаться пулеметами M240 и М2, монтируемыми на хвостовой рампе (пулеметчик может обстреливать цели при опущенной рампе). Так же, планируется оснащение трехствольными пулеметами GAU-19 конструкции Гатлинга под фюзеляжем внизу кабины пилотов. BAE Systems так же предлагали установку дистанционно управляемую (из салона конвертоплана) пулемётную установку, однако, испытания этой системы в Афганистане показали, система не слишком эффективна (при весе в 360 кг).

В дальнейшем предлагается расширение возможностей V-22 с установкой большей части боевых систем, доступных для американских боевых вертолетов, в том числе, ракеты и бомбы (AGM-114 Hellfire, AGM-176 Griffin, GBU-53/B SDB II).

Модификации

  • V-22A – серия предпроизводственных прототипов. После перепроектирования в 1993 году уступила место следующей версии.
  • CV-22B – версия для Командования спецопераций США (US SOCOM). Модификация с увеличенной дальностью и оснащенная специальным оборудованием. Предназначен для замены специальных версий вертолетов MH-53 Pave Low.
  • MV-22B – версия для Морской пехоты США. Именно USMC была главным лоббистом проекта V-22. Штурмовая модификация для транспортировки пехоты, оборудования и оружия, а так же способная работать с кораблей. Должен заменить флот CH-46E и CH-53D.
  • CMV-22B – версия для обеспечения логистической связи. Оснащается дополнительным топливными баками и оборудованием для перевозки грузов, почты, запчастей и т.д.
  • EV-22 – предполагаемый вариант воздушной системы раннего предупреждения и контроля. Изучался вариант для Королевских ВМФ Великобритании.
  • HV-22 – модификация, создаваемая по заказу ВМФ США. Поисково-спасательный конвертоплан, так же применяемый для логистики флота и перевозки спецгрупп.
  • SV-22 – противолодочный конвертоплан.

 

Эксплуатация V-22


На 2014 год было выпущено более 200 конвертопланов V-22 Osprey. Большая часть из них находится в парке Морской пехоты США, а так же ВВС США. В дальнейшем рассматривается возможность заказов со стороны флота. Потенциально рассматривается возможность поставок конвертопланов:

Индия — для спецвойск, США продемонстрировали возможности низковысотного пилотирования V-22 в горах при ликвидации последствий землетрясения в Непале в 2015 году. Индийский исследовательский центр авиации заинтересовался машиной.

Израиль – рассматривает возможность закупки ограниченного количества  конвертопланов (до 6 единиц) для войск специального назначения.

Япония – рассматривается возможность закупки до 17 конвертопланов V-22 для Армии обороны. Поставки до 2019 года. На 2015 год в составе армии Японии уже есть несколько машин.

Республика Корея — рассматривает возможность закупки ограниченного количества  конвертопланов для войск специального назначения.

Происшествия

9 апреля 2010 года — CV-22B — в Афганистане разбился в 11 км от города, выполняя боевую задачу. Причиной падения послужила техническая неисправность. Погибли 4 человека.

11 апреля 2012 года на юге Марокко разбился конвертоплан V-22 с американскими морскими пехотинцами на борту. В результате авиакатастрофы два человека погибли и двое получили травмы. Катастрофа произошла во время совместных военных учений США и Марокко.

13 июня 2012 года — MV-22B — во Флориде конвертоплан разбился в при выполнении тренировочного полета. Пять членов экипажа получили ранения.

21 июня 2013 года — MV-22B — полностью уничтожен огнём, в неназванном месте на атлантическом побережье США, в результате возгорания травы на месте приземления. Огонь с травы перекинулся на фюзеляж. Никто не пострадал.

26 августа 2013 года — MV-22B, Невада — уничтожен в результате пожара после жёсткой посадки вблизи авиабазы Creech во время выполнения тренировочного полета. Экипаж из 4-х человек не пострадал и успел покинуть воздушное судно до того как оно загорелось.

17 мая 2015 года — MV-22B совершил жесткую посадку во время учений в американском штате Гавайи. Инцидент произошёл в районе авиабазы на острове Оаху. На борту MV-22 Osprey, находился 21 человек, включая 15 морпехов и четырёх членов экипажа. В результате аварии один человек погиб, остальные попали в больницу.

 



Характеристики конвертопланов Bell V-22 Osprey
Тип многоцелевой конвертоплан
Силовая установка два Rolls-Royce T406 по 6150 л.с. каждый
Полезная нагрузка 4 члена экпажа и 24 десантника, до 5,5 тонн груза
Практический потолок 7620 м
Дальность полета 2627 км
Максимальная взлетная масса 27,4 тонны
Крейсерская скорость 510 км/ч
Размах крыла (по концам винтов) 25,78 м
Длина 19,23 м
Высота (по килям) 5,28 м