MD 500



Hughes MD 500


Галерея MD 500

Разработчик  Hughes Helicopters, MD Helicopters
Первый полет  1963 OH-6. MD 500 1982
Единиц произведено (c 1976)  4700

 

Hughes 500 (Хьюз 500 или MD 500) – американский легкий вертолет, разработанный фирмой Hughes Helicopters в начале 1960-хх. Является гражданской версией наблюдательного вертолета Hughes OH-6 Cayuse. С 2010 года выпускается компанией MD Helicopters.

 

История MD 500


История вертолета Hughes 500 началась в начале 1960-хх годов, когда Армия США инициировала программу LOH (Liaison and Observation Helicopter – связной и наблюдательный вертолет). В рамках этой программы Хьюз создал вертолет OH-6 Cayuse, взлетевший в 1963 году.

Одновременно, в целях диверсификации Хьюз принял решение сделать гражданскую версию вертолета для коммерческих заказчиков, спасателей, полиции и т.д. Гражданская версия получила название Model 500 или Hughes 500.

История OH-1 была яркой, но не безоблачной. Из-за сложностей с производством и чрезмерных расходов, выпустив порядка 1500 вертолетов Hughes проиграл обновленный тендер на поставку, уступив контракт фирме Bell с ее OH-58 Kiowa. Однако история Hughes 500 продолжалась.

Hughes анонсировал создание гражданской версии еще на этапе разработки OH-6. Предлагались две модификации с пятью или семью посадочными местами. Так же опционально предлагался вариант Hughes 500U с более мощным двигателем (позже модификация получила индекс 500C).

Улучшенная версия Hughes 500D стала основной моделью семейства в 1976 году. Оснащенный новым Т-образным хвостом, пятилопастным несущим винтом и более мощным двигателем. Версия 500D в 1982 году была заменена моделью 500E с несколько изменным носом и улучшенным салоном (увеличились высота потолка и пространство для ног). Версия 530F позволила вертолету работать в условиях жары и на высокогорных аэродромах.

 

Видео исполнения фигур пилотажа на вертолете MD 500

 

В 1984 году компания McDonnell Douglas выкупила Hughes Helicopters. С 1985 года выпускавшиеся модели Hughes 500E и Hughes 530F были переименованы в MD 500E и MD 530F. В 1997 году сама компания McDonnell Douglas была поглощена концерном Boeing, однако, производство легких вертолетов не входило в ее бизнес-модель и производство моделей было продано MD Helicopters в 1999 году. Военные версии продолжили выпускаться под наименованием MD 500 Defender.

 

Конструкция MD 500


Hughes 500 конструкционно аналогичен боевому OH-6. Это вертолет классической схемы с несущим винтом и хвостовым рулевым винтом. Вся конструкция вертолета формировалась на желании снизить массу и лобовое сопротивление: профиль обжат под двух членов экипажа, а силовая установка и трансмиссия плотно скомпонованы. Двигатель установлен в хвостовой части фюзеляжа.

Модификации

  • Model 369 – военный прототип базового OH-6.
  • Model 369A – первый серийный тип OH-6.
  • MD 500C (369H) – улучшенный пятиместный коммерческий вариант, оснащенный двигателем Allison 250-C18B мощностью 317 л.с.
  • Kawasaki-Hughes 369HS –японская модификация, выпускавшаяся Kawasaki Heavy Industries.
  • MD 500M Defender (369HM) – военная экспортная версия MD 500 Defender.
  • MD 500C (369HS) – модернизированная четырехместная версия, оснащенная двигателем Allison 250-C20 мощностью 400 л.с.
  • MD 500C (369HE) — версия 369HS с улучшенным интерьером.
  • MD 500D (369D) – новый коммерческий вертолет, с 1976 года оснащенный двигателем Alison 250-C20B мощностью 420 л.с.
  • MD 500E (369E) – административный вертолет на базе модели 500D.
  • NH-500E — модификация 500E. Производился по лицензии итальянской Breda Nardi до поглощения концерном Agusta.
  • MD 530F (369F) — модификация 500E для полетов в условиях жары и высокогорья. Оснащается двигателем Allison 250-C30B мощностью 650 л.с., сертифицирован в 1985 году.
  • AH-6 ULBD (Unmanned Little Bird Demonstrator) – созданный на базе модели 530F фирмой Boeing Rotorcraft Systems для исследований беспилотных технологий.

Стоит отметить модификацию вертолета MD 520N. Эта версия впервые представила революционную для вертолетов конструкцию, позволяющую отказаться от хвостового винта. В рамках системы NOTAR, разработанной совместно Hughes и McDonnell Douglas, выхлоп двигателя вертолета пропускается через хвостовую балку и выбрасывается через пазы на ее конце, создавая компенсирующую тягу вместо хвостового винта. Это решение значительно снижает уровень шума, а так же повышает безопасность пилотирования.

На базе MD 530E были созданы модели MD 520N и более мощные MD 530N. Оба были собраны и взлетели в 1989-1990 годах. Со-временем выяснилось, что рынок создает больший спрос на маленькую модель и от MD 530N отказались. Вертолет MD 520N получил сертификат в 1991 году и тогда же начал поставляться заказчикам. В 2000 году вертолет был модернизирован и получил двигатель Rolls-Royce 250-C20R+ с увеличенной на 5% тягой.

 

Экплуатация MD 500


Всего было выпущено более 4700 вертолетов MD 500 разных модификаций. Многие из них до сих пор находятся в парках коммерческих, государственных и военных структур США, Канады, Колумбии, Эквадора, Болгарии и Италии.

Схема вертолета Hughes MD 500



Характеристики вертолетов Hughes MD 500
Тип легкий многоцелевой вертолет
Силовая установка один Rolls-Royce 250-C20B мощностью 420 л.с.
Полезная нагрузка 689 кг
Практический потолок 4227 м
Дальность полета 431 км
Максимальная взлетная масса 1,6 тонны
Крейсерская скорость 239 км/ч
Диаметр главного винта 8,05 м
Длина 7,49 м
Высота 2,67 м