OH-6 Cayuse



Hughes OH-6 Cayuse


Галерея OH-6

Разработчик Hughes Helicopters, MD Helicopters
Первый полет 1966
Единиц произведено 1420 (OH-6A)

 

Hughes OH-6 Cayuse ( Хьюз Кейюз ) – американский легкий вертолет, разработанный фирмой Hughes Helicopters в начале 1960-хх.

 

История OH-6


В 1961 году армия США испытывала острую потребность в новых, более мобильных средствах связи и наблюдения. Идеальным на то время вариантом были вертолеты, но имевшиеся в то время на вооружении Bell OH-13 и Hiller OH-23 уже устарели и не могли решать поставленные задачи. В связи с этим была инициирована новая программа LOH (Liaison and Observation Helicopter – связной и наблюдательный вертолет).

Требования по программе LOH были следующие: однодвигательный вертолет с крейсерской скоростью до 200 км/ч и возможностью находиться в воздухе порядка 3 часов. Экипаж должен состоять из двух человек (пилот и наблюдатель), так же в кабине должна быть возможность расположить двух солдат (в OH-13 и OH-23 пассажирских мест не было).

Программа LOH была лакомым куском для производителей: в течение 6 лет ВС США планировали закупить до 3500 вертолетов. В тендере участвовало 12 фирм и 18 проектов, но в финал вышли три лидера: Bell, Hiller и Hughes.

Первый прототип Model 369 взлетел в феврале 1963 года. Изначально вертолет должен был называться YHO-6A, но к 1962 году Пентагон внедрил единый стандарт именования военной техники и машину переименовали в YOH-6A. Было изготовлено 5 прототипов, оснащенных двигателями Allison T63-A-5A мощностью 252 л.с. Вертолеты были переданы армии для сравнительных испытаний с конкурентами.

В конце концов, в 1965 году Hughes Helicopters официально был объявлен победителем тендера. Был заключен контракт на поставку первой партии из 714 вертолетов, позже расширенный до 1300.

ОН-6А оказался меньше, быстрее и легче своих конкурентов, с массой гораздо ниже порога, заданного Армией США для сухой массы вертолета LOH. А при схожей максимальном массе у других вертолетов он мог нести больше полезной нагрузки или запаса топлива и имел больший радиус действия. Наконец, он был маневреннее. Кроме того, OH-6 оказался дешевле конкурентов, что и обеспечило ему окончательную победу в тендере (хотя руководство фирмы позже призналось, что даже базовая цена вертолета была занижена и первые машины поставлялись, фактически, ниже себестоимости).

Армия США присвоила ОН-6А обозначение Cayuse и приняла на вооружение в 1966 году. Серийный выпуск машин значительно увеличивался с началом войны во Вьетнаме. К 1968 году Hughes строила по 70 машин в месяц. Но были и проблемы: выпуск военного и гражданского варианта, особенно в южной Калифорнии, разворачивался настолько быстро, что некоторые изготовители комплектующих деталей, включая саму Hughes, начали отставать от плана. Иногда было трудно получать материалы и запчасти, выросли цены. В связи с этим были закрыты оговоренные заказы с поставкой 1434 вертолетов Cayuse в трех партиях, серийный выпуск завершился в августе 1970 года.

Проблемы у Хьюза продолжались и далее как с вертолетом, так и с бизнесом. В 1968 году фирма Hiller подала в комиссию Армии США заявление о том, что Hughes нарушала процедуры деятельности (в том числе, занижение стоимости) по тендеру LOH. В итоге, контракт на остальные партии из 2700 машин был инициирован по новому конкурсу. Hughes этот тендер не выиграл, Hiller своего не получил, заказ ушел к Bell с ее вертолетом Model 206 (Bell 206).

OH-6 так же выпускался в Японии. Фирма Kawasaki на базе предоставленной лицензии от Hughes изготовила 387 вертолетов OH-6, поставленных в состав Сил самообороны Японии.

 

Видео запуска и взлета вертолета OH-6 Cayuse

 

Конструкция OH-6


OH-6 – вертолет классической схемы с несущим винтом и хвостовым рулевым винтом. Однако, вся конструкция вертолета формировалась на желании снизить массу и лобовое сопротивление: профиль обжат под двух членов экипажа, а силовая установка и трансмиссия плотно скомпонованы. Двигатель установлен в хвостовой части фюзеляжа. Несущий винт имеет конструкцию, делающую лопасти достаточно жесткими, поэтому его удалось опустить низко над фюзеляжем, не боясь столкновения элементов вертолета.

Основой конструкции ОН-6А стал грузовой отсек из ударопрочного сплава, расположенный прямо под несущим винтом и вмещающий откидные кресла для двух пассажиров. Топливо и аккумуляторы находились под полом, пилон для шестиствольного 7,62-мм пулемета Minigun или гранатомета ХМ75 установлен на левом борту фюзеляжа.

Модификации

  • YOH-6A – прототип, созданный для тендера LOH;
  • OH-6A – легкий наблюдательный вертолет – базовая серийная версия. Оснащался двигателем Allison T63-A5A мощностью 317 л.с.
  • OH-6A NOTAR- экспериментальный вертолет, созданный для отработки технологий малозаметности. Серийно не выпускался.
  • OH-6B – ремоторизированная версия с двигателем Allison T63-A-720 мощностью 420 л.с.
  • OH-6C – предлагался в качестве модернизации. Оснащался двигателем  Allison 25-C20 мощностью 400 л.с. и пятилопастным несущим винтом.
  • OH-6J – модификация OH-6A для Сил самообороны Японии. Производился по лицензии фирмой Kawasaki.
  • OH-6D – модификация вертолета Hughes Model 500D, для Сил самообороны Японии. Производился по лицензии фирмой Kawasaki.
  • OH-6DA – вертолет, для замены OH-6D. Силы самообороны Японии закупили некоторое количество MD 500E и применяли для тренировочных полетов под наименованием OH-6DA.
  • EH-6B – вертолет РЭБ — летающий командный пункт, созданный для сил спецопераций.
  • MH-6B – модификация для спецназа.
  • TH-6B – модификация, созданная для ВМС США (версия MD-369H). Применяется в Школе летчиков-испытателей ВМС США в качестве тренировочного и испытательного вертолета.
  • AH-6C – модификация OH-6A, способная нести специальные боевые системы. Применяется в качестве легкого ударного вертолета в составе 160-ого авиационного полка специального назначения Армии США.
  • MH-6C – крайняя версия для войск специального назначения.

 

Эксплуатация OH-6


ОН-6А заслужил высокую репутацию в боях во Вьетнаме, став главным вертолетом Армии США для разведки и наблюдения. Он налетал во Вьетнаме свыше двух миллионов часов, прославившись своей надежностью и высокой устойчивостью к боевым повреждениям.

Кроме того, в 1966 году вертолеты ОН-6А использовались для установления 22 рекордов, включая абсолютные мировые рекорды на дальность полета, скорость на замкнутом маршруте на постоянной высоте и ряд рекордов в классах легких и средних машин.

После Вьетнама, где в боях и авариях были потеряны свыше 950 машин, уцелевшие в регулярных частях Армии США вертолеты Cayuse заменили на Kiowa. К 1984 году в Национальной гвардии все еще служило до 350 ОН-6А. С 1988 года до 250 из них модифицировали до стандарта Series IV (неофициально «ОН-6В»), оснастив двигателем Allison Т63-А-720 (250-С20В) мощностью 420 л. с. и экранно-вы-хлопным устройством «Black Hole» (оба усовершенствования перенесены с Model 500MD Defender).

В 1995 году ОН-6А были списаны и из Национальной гвардии. 160-й авиаполк Сил специальных операции остался единственным в Армии, использующим эти машины.

Всего было выпущено 1434 вертолета OH-6 Cayuse. Помимо Армии США, а так же полицейских служб некоторых штатов, OH-6 до сих пор эксплуатируется в ВМФ Испании и Силах самообороны Японии.

Схема вертолета OH-6 Cayuse



Характеристики вертолетов OH-6 Cayuse
Тип легкий боевой вертолет
Силовая установка один Allison T63-A-5A мощностью 252 л.с.
Полезная нагрузка 463 кг
Практический потолок 4815 м
Дальность полета 430 км
Максимальная взлетная масса 1,23 тонны
Крейсерская скорость 237 км/ч
Диаметр главного винта 8,03 м
Длина 7,01 м
Высота 2,48 м