МиГ-1.44



МиГ-1.44


Галерея МиГ-1.44

Разработчик ОКБ МиГ
Первый полет 2000
Единиц произведено 1

 

МиГ-1.44 МФИ (Многофункциональный Фронтовой Истребитель) — проект российского истребителя 5 поколения, разработанный в РСК МиГ в 1990-хх. В серийной версии должен был нести индекс МиГ-35. В начале 2000-хх проект был закрыт. Серийно не выпускался.

 

История МиГ-1.44


Изначально, теоретические работы над проектом 1.42 (так изначально назывался проект) проводились еще в 1970-хх, когда проект МиГ-29 выходил на этап принятия на вооружение. Требования к истребителю 5 поколения были весьма общими и выглядели так:

  • многофункциональность, предполагавшая равные возможности при действиях по воздушным и наземным целям;
  • малая заметность во всех спектрах;
  • сверхманевренность, позволяющая расширить возможности машины в бою;
  • сверхзвуковые крейсерские скорости полета.

Уже в начале 1980-хх определился примерный облик самолета, который проходил под наименованием «изделие 5.12». Это был стандартный шифр модификаций — даже если бы какие-то документы оказались не в тех руках, по шифрам казалось, что речь идет об очередной версии МиГ-29.

Параллельно, в США была развернута программа ATF (Advanced Tactical Fighter). Фирмы Lockheed и Northrop активно вели работы над своими истребителями YF-22 и YF-23.

В СССР программа была развернута в 1986 году. МФИ — Многофункциональный Фронтовой Истребитель стал новой общегосударственной авиационной программой. Вскоре, ВВС СССР представили свои главные требования к будущему истребителю — так называемая «формула трех С»:

  • сверхзвуковая крейсерская скорость;
  • сверхманевренность;
  • скрытность.

Реализация достаточно противоречивых требований потребовала большого объема исследований. Изначально, будущий МиГ-1.44 больше напоминал переосмысленный МиГ-25, но со-временем он изменился до неузнаваемости. Эскизный проект МФИ был представлен руководству ВВС и успешно прошел защиту перед госкомиссией. После прохождения макетной комиссии, утвердившей облик МФИ, доводка и уточнение его схемы продолжались. Первые рабочие чертежи на «изделие 5.12» были выпущены уже в 1986 году. Однако, микояновцы продолжали активные исследования и испытания, в том числе и на масштабных моделях.

На основе продолжавшихся исследований и поисков вносились изменения в конструкцию. Нововведения, подчас существенные, внедрялись и на собиравшемся на заводе при КБ первом опытном экземпляре. Работы над ним начались в 1989 году, уже под шифром » изделие 1.42″.

Проект двигался успешно, но вскоре настал 1991 год. Крах СССР и экономический кризис поставил крест на многих военных проектах. С трудом выживал даже успешный проект МиГ-29. Тем не менее, МиГ-1.44 все же не бросили. Опытный образец собирали с огромным трудом и задержками.

В 1994 году самолет доставили в Жуковский и провели скоростные пробежки без взлета. МиГ-1.44 планировалось показать на авиасалоне МАКС-95, но это не было сделано из соображений секретности. Вскоре в США было объявлено, что первым в мире серийным истребителем пятого поколения станет F-22 Raptor, победивший своего конкурента YF-23 Black Widow. О российском истребителе в мире не знал никто. Наконец, только к 1999 году, на 60-ую годовщину ОКБ МиГ истребитель был показан публике.

29 февраля 2000 г. впервые оторвался от земли опытно-экспериментальный истребитель российской самолетостроительной корпорации (РСК) МиГ, известный как МиГ-1.44. Испытательный полет состоялся на базе на аэродроме ЛИИ им. М.Громова в подмосковном городе Жуковский. Полет, продолжавшийся 18 минут (с 11:25 по 11:43 московского времени), проходил в полном соответствии с заданием. Самолет набрал высоту около 1000 м, пролетел два круга над аэродромом на скорости 500-600 км/час, после чего успешно выполнил посадку. Это был первый и последний полет МиГ-1.44

Видео показа и первых пробежек истребителя МиГ-1.44 МФИ (1999 год)

 

Конструкция МиГ-1.44


МиГ-1.44 представляет собой одноместный моноплан схемы «утка» с двухкилевым оперением, по российской классификации близкий к тяжелому истребителю. В конструкции широко использованы углепластики и полимерные композиты, доля которых в общей массе составляет около 30%.

Первоначально планировалось оснащение самолета двигателями с плоскими соплами (как у F-22 Raptor). Однако такая конструкция, оказалась труднореализуемой и была отложена на будущие модификации, а на первом этапе планировалось установить управляемый вектор тяги на круглом сопле (ныне классический для российских истребителей Су-30 и Су-35).

Крыло МФИ с прямой передней кромкой без наплыва отличалось от ставшего общепринятым на истребителях предыдущего поколения.

Соответствующей трансформации подверглось и размещение вооружения. Прорабатывался вариант внутреннего отсека в верхней части фюзеляжа, откуда ракеты после открытия створок выбрасывались бы гидропневматическими толкателями. Такое решение давало преимущества в бою, но усложняло обслуживание самолета и вооружений, поэтому от него отказались.

МиГ-1.44 должен был получить РЛС нового поколения с фазированной антенной решеткой. Новинкой в комплексе вооружения являлась РЛС «защиты хвоста» с обнаружением противника в задней полусфере и целеуказанием ракетам, в том числе с обратным стартом, запускаемым назад по полету.

Крейсерский сверхзвук должны обеспечить два ТРДДФ АЛ-41Ф, созданные НПО «Сатурн». Форсажный режим рассматривается как кратковременный боевой при догоне противника или обеспечении тактического преимущества.

Самолет оснащен подфюзеляжным воздухозаборником, разделенным на две секции (каждая обслуживает свой двигатель). Сопла двигателей также должны для снижения заметности выполняться плоскими Предусмотрено также оборудование МиГ-1.44 системой дозаправки в воздухе.

Шасси самолета трехопорное с носовым колесом. Носовая стойка с двумя колесами убирается назад по потоку. Из-за плотной компоновки в районе воздухозаборника она вписывается в нишу не полностью и закрывающие ее две створки имеют выпуклую корытообразную форму.

Истребитель должен был нести встроенную 30-мм пушку с увеличенной дистанцией эффективного огня. Во внутреннем отсеке МиГ-1.44 могли размещаться на катапультных установках большинство типов существующих ракет воздух-воздух и воздух-земля, а также специально создававшиеся для МФИ ракеты воздушного боя 5-го поколения.

Схема самолета МиГ-1.44 МФИ



Характеристики самолетов МиГ-1.44 МФИ
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка два ТРДДФ АЛ-41Ф по 18 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 12 тонн
Практический потолок 20 000 м
Дальность полета 4 000 км
Максимальная взлетная масса 23,5  т
Максимальная скорость 2 400 км/ч
Размах крыла 11,99 м
Длина 17,3 м
Высота 4,73 м