МиГ-АТ

МиГ-АТ


Галерея МиГ-АТ

Разработчик ОКБ МиГ
Первый полет 1996
Единиц произведено 2

 

МиГ-АТ (Advanced Trainer) — российский учебно-боевой самолет, разработанный в 1990-хх в РСК МиГ.

 

История МиГ-АТ


В 1970-80-х годах основным учебно-тренировочным самолетом СССР был чехословацкий L-39 «Альбатрос». Для своего времени эта надежная, экономичная и простая в эксплуатации машина была идеальной «летающей партой» для курсантов летных училищ. Однако, к концу века, с появлением истребителей четвертого поколения и их улучшенных модификаций L-39 стал быстро устаревать — тренировок на этом самолете уже было недостаточно для подготовки к таким машинам, как МиГ-29 или Су-27. Возникла необходимость создать новый учебный самолет.

Конкурс на создание нового УБС был объявлен в конце 1980-х годов. Новая машина должна была стать двухдвигательным универсальным самолётом для подготовки лётчиков, начиная от первоначального лётного обучения и заканчивая особенностями боевого применения, а также для поддержания лётных навыков в строевых частях.

ВВС выбрали два проекта — Як-130 и МиГ-АТ. Для разработки нового самолёта требовались большие средства, которых не имели ни разработчики, ни Министерство обороны , поэтому самолёты проектировались совместно с иностранными фирмами — Як с итальянской Aermacchi, а МиГ — с французскими компаниями.

Условия, по которым разрабатывался новый самолет, являются типичными для совместных программ российских и зарубежных авиастроителей: на российский рынок самолет поставляется с отечественным оборудованием, а за границу с французским или же, опционально, в зависимости от пожеланий заказчиков.

В феврале 1994-го материалы по экспортному варианту МиГ впервые представил на авиасалоне в Сингапуре, а через несколько месяцев в Москве на международной выставке Авиадвигатель-94 партнеры объявили, что начинают работы по усовершенствованию для экспортного самолета МиГ-АТ. Для постройки опытных машин фирма SNECMA выделила восемь двигателей Larzak.

В мае следующего года первый прототип МиГ-АТ впервые продемонстрировали представителям прессы, а летом его показали на парижском и московском авиасалонах. В марте 1996-го летчик-испытатель Р.П.Таскаев совершил первый полет на УТС МиГ-АТ с французскими двигателями и авионикой. Второй прототип самолета, укомплектованный российской авионикой и аналоговой системой управления, взлетел в октябре 1997-го.

Вторая машина предназначалась для совместных госиспытаний, отработки системы управления. Этот самолет, впервые представленный на авиасалоне МАКС-97.

Самой существенной доработкой второго прототипа стала замена аналоговой электродистанционной системой управления (ЭДСУ) на цифровую и аналогичную системам управления модернизируемого МиГ-29К и истребителя 5-го поколения МиГ-1.44 МФИ.  МиГ-АТ стал первым самолетом в России, на котором была применена такая система.

В середине 2000-хх годов МиГ-АТ вступил в финальную часть конкурса на будущий главный российский учебный самолет с Як-130 ОКБ Яковлева. Не смотря на близость характеристик, Як-130 в конкурсе победил. МиГ-АТ еще какое-то время предлагался на рынке, но, лишенный заказов, в 2010 году ушел с арены — проект был официально закрыт.

Видео демонстрационных полетов учебно-боевых самолетов МиГ-АТ

 

Конструкция МиГ-АТ


МиГ-АТ — цельнометаллический двухдвигательный низкоплан нормальной аэродинамической схемы с трехопорным шасси с носовой стойкой.

Фюзеляж — типа полумонокок, овального сечения. В носовой части расположены отсек РЭО, кабина экипажа, ниша передней опоры шасси. За кабиной находятся отсеки самолетного оборудования и фюзеляжные топливные баки.

В основном, планер выполнен из алюминиевых сплавов. Центральная секция киля, стабилизатор, рули направления и высоты, элероны, закрылки, створки шасси, каналы воздухозаборников — трехслойные с сотовым заполнителем с углепластиковой обшивкой. Аналогично, но со стеклопластиковой обшивкой, выполнены съемные панели мотогондол, крышки люков на крыле, створки носовой стойки, панели отсеков радиоэлектронного оборудования на верху центральной и хвостовой секций фюзеляжа. Титановые сплавы использованы в силовой конструкции крепления двигателей и тормозных щитков.

Хвостовое оперение — однокилевое, со среднерасположенным горизонтальным оперением. Шасси — трехопорное, с передней стойкой. Силовая установка включает два ТРДД SNECMA Larzak.

На шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узле подвески самолета МиГ-АТ может размещаться до 2000 кг вооружения, включающего УР класса «воздух — воздух» типа Р-73 и (в случае оснащения самолета БРЛС) РВВ АЕ.

Схема самолета МиГ-АТ



Характеристики самолетов МиГ-АТ
Тип учебно-боевой самолет
Силовая установка два ТРДД Larzac 04R20 по 1,44 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 2 тонны
Практический потолок 12 500 м
Дальность полета 2 000 км (без ПТБ)
Максимальная взлетная масса 8,3 т
Максимальная скорость 850 км/ч
Размах крыла 10,16 м
Длина 10,01 м
Высота 4,01 м

 

НОВОСТИ