Су-37

Су-37


Галерея Су-37

Разработчик ОКБ Сухого
Первый полет 1996
Единиц произведено 1 (разбился в 2002)

 

Су-37 — российский экспериментальный истребитель, разработанный в ОКБ Сухого в 1990-хх.

 

История Су-37


В конце 1980-хх годов мировое военное авиастроение перешло на очередной виток: появились новейшие истребители Dassault Rafale и Eurfighter Typhoon, США модернизировали свои самолеты, создавая новые F-15E Strike Eagle, да и в СССР микояновцы уже занимались модернизацией своих МиГ-29. Тогда же, что бы не допустить отставания в будущем, ОКБ Сухого так же занялось рассмотрением перспектив своего флагмана — Су-27.

Центром работы по проекту стал прототип Т-10М-11, создаваемый ОКБ Сухого и НПО Сатурн. Самолет создавался под новый мощный двигатель АЛ-37ФУ с отклоняемым вектором тяги. Машину собрали на заводе Сухого в Комсомольске-на-Амуре, но доработками занимались уже доставив ее непосредственно в Москву. АЛ-37ФУ не поспевал и на самолет поставили двигатель АЛ-37ФП, модернизированный и так же оснащенный отклоняемым вектором тяги. Уже в 1995 году самолет начал проходить наземные испытания.

С самого начала будущий Су-37 получил полностью цифровую электодистанционную систему управления, что значительно повысило его эффективность перед базовым Су-27. Самолет получил мощную автоматику, позволяющую, с одной стороны упростить работу пилота, с другой — повысить возможности маневрирования самого самолета. Полностью заменили БРЭО: Су-37 получил модернизированную радиостанцию Н011М Барс, разработанную для перспективных Су-30. Радар мог сопровождать до 20 целей на дальности до 160 км. Кабина пилота была переоборудована и получила четыре ЖК-дисплея фирмы Sextan Avionic.

Т-10М-11 — будущий Су-37 совершил первый полет 2 апреля 1996 года. Тогда же, из-за значительных отличий от проекта Су-35, самолет было решено назвать именно Су-37. Под этим именем самолет демонстрировался публике. Вскоре, самолет показал себя на авиасалоне Фарнборо. Именно там самолет показал свои возможности — он мог легко развернуться в воздухе на 180 градусов и удерживать вектор полета достаточно долго для применения оружия. Выяснилось, что у новой машины, практически, нет ограничений по углам атаки и тангажа. Су-37 мог исполнять фигуры высшего пилотажа, которые не смог повторить ни один самолет в мире до сих пор.

В 1997 году прототип планировалось показать на авиасалоне Ле Бурже. Из-за бюрократических проволочек самолет опаздывал, но, на шестой день он все же появился. Как оказалось позже, одного слуха о появлении на салоне Су-37 было достаточно, что бы многие делегации отложили отъезд. В дальнейшем самолет демонстрировался еще на нескольких авиасалонах.

Испытания и демонстрационные полеты показали отличные характеристики двигателя АЛ-31ФП. Самолет легко маневрировал удерживая двигатели на форсаже и при выполнении фигур высшего пилотажа часто мог и вовсе лететь хвостом вперед. Многие двигатели на таких режимах работать не могут, но этот был поразительно стабилен. В конце концов именно он стал базой для создания как модернизированных движков для Су-30 и Су-35, так и для будущего двигателя пятого поколения АЛ-41Ф

История проекта закончилась внезапно в 2002 году. Во время одного из испытательных полетов самолет разбился. Руководство Сухого решило сконцентрироваться на реализации проекта Су-35, с учетом уже имеющихся наработок. Проект Су-37 был закрыт.

Видеозапись демонстрации возможностей истребителя Су-37

 

Конструкция Су-37


Самолет выполнен по схеме неустойчивый интегральный триплан, сочетающей нормальную аэродинамическую схему с передним горизонтальным оперением. Конструкция планера в целом подобна Су-27, однако при создании Су-35/37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолета разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объем топлива.

По сравнению с Су-27 несколько увеличена высота хвостового оперения. Усилены стоики шасси (самолет стал тяжелее). Под крылом добавлено два узла внешней подвески, что позволило увеличить вес вооружения с 6000 до 8000 кг.

На опытном самолете Су-37 установлены двигатели АЛ-31ФП с системой управления вектором тяги по каналу тангажа. Двигатель оснащен цифровой электронной системой управления, интегрированной с системой управления самолетом.

Су-37 оснащен цифровой электродистанционнои системой управления (ЭДСУ) самолетом. Она выполнена по четырехканальнои схеме резервирования в продольном канале и трехканальнои схемой — в каналах бокового движения. Ручка управления самолетом (РУС) находится не по центру, между ног, а является джойстком на правой консоли.

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса «воздух-воздух», управляемое ракетное класса «воздух-поверхность», неуправляемое ракетное и бомбардировочное. На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 ракет средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 ракет ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения.

В состав управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» входят 6 ракет общего назначения Х-29Т с телевизионными головками самонаведения, 6 ракет Х-29Л или С-25ЛД с полуактивными лазерными головками самонаведения, 6 корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционными головками самонаведения, 2 ракеты средней дальности Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, 6 противокорабельных ракет Х-31А с активными радиолокационными головками самонаведения и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П с пассивными радиолокационными головками самонаведения; для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием.

Схема самолета Су-37



Характеристики самолетов Су-37
Тип Многоцелевой истребитель (прототип — демонстратор технологий)
Силовая установка два ТРДДФ АЛ-31ФП  по 12,5 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 8 тонн
Практический потолок 18 000 м
Дальность полета 4 000 км
Максимальная взлетная масса 34 т
Максимальная скорость 2500 км/ч
Размах крыла 14,70 м
Длина 22,18 м
Высота 6,35 м

 

НОВОСТИ